О том, как в годы войны Елена Малютина выдержала схватку со смертью, рассказано в книге «Расковцы в небе фронтовом». Об этом повествует Галина Брок-Бельцова – одна из авторов сборника, в котором собраны воспоминания ветеранов женского полка пикирующих бомбардировщиков.
О подвиге Елены Мироновны писали фронтовые газеты, а командир дивизии, посетив ее в госпитале, снял с себя боевой орден Красного Знамени и приколол его на больничный халат летчицы. Такой же орден вручили и ее штурману. Вот как это было:
«…Строем бомбардировщики подходили к цели. Зенитки противника вели бешеный огонь. Командира экипажа Лену Малютину осколком снаряда ранило в живот. Превозмогая боль, все больше и больше слабея, Лена продолжает вести самолет, точно выдерживая заданный курс и высоту. Штурман Лена Юшина точно по цели сбрасывает бомбы. Задание выполнено. И только тогда летчица без сознания падает на штурвал…»
С помощью нашатырного спирта штурман приводит ее в чувство. Самолет выравнивается, пересекает линию фронта… Скоро покажется своя земля, но глаза Лены снова застилает тьма. Подруга подбадривает: «Осталось совсем немного! Ну, давай, давай!» Внизу показывается маленький прифронтовой аэродром, и ценой невероятных усилий отважная женщина сажает самолет…
Написать о ней предложила Ида Патракова. По нашей просьбе Елена Мироновна Кулькова (Малютина) поделилась своими воспоминаниями:
«Я родилась и окончила среднюю школу в Ленинграде. Вся моя жизнь связана с любимой страной – Советским Союзом. Все, что я делала в жизни, было пропитано любовью к Родине. Конечно, человек, как бы он ни был велик (ко мне это не относится), все-таки слишком мал, но когда ум, усилия, воля миллионов сливаются воедино, это уже сила. С детства мы стремились делать все, что в наших силах, для процветания своей страны. И когда в 30 годах появился призыв: «Молодежь, на самолет!», ему вняли многие. Перелеты Чкалова, Громова, Расковой, Гризодубовой, спасение челюскинцев заставили заговорить о себе весь мир.
Окончив в 1939 году летное училище, я была направлена в Казанский отряд спецприменения. Наш аэродром располагался на окраине города, в чистом поле, которое почему-то называли «полем Ершова». Там стоял двухэтажный дом, где жил летно-технический состав отряда. Летали мы на самолете У-2: возили почту, продукты, доставляли в отдаленные районы врачей, так как других видов транспорта тогда не было.
В августе 1940-го меня откомандировали в Магнитогорск. Так я стала летчиком-инструктором 102-й учебной эскадрильи гражданского воздушного флота (ГВФ). С тех пор прошло около семидесяти лет. Многое стерлось из памяти. Разве могла я представить, что доживу до 2006 года, и появится необходимость рассказать об этом!
Помню заводоуправление и площадь перед ним. Над городом возвышалась гора Магнитная. Недалеко от центра были выстроены дома для квалифицированных работников комбината. В одном из них уплотнили хозяев и дали мне комнату. Весной, когда сошел снег и просох аэродром, мы перебрались в палатки. В них жили и курсанты, и летно-технический состав. Нас, инструкторов, было восемнадцать. Плюс командиры. Сколько всего было народу, сказать затрудняюсь, но если считать, что в каждой группе было, не считая техсостава, по шесть обучающихся, то человек сто пятьдесят, думаю, наберется.
Из женщин я была одна. Курсантов учила летать на У-2. Все лето с 4.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00 продолжались учебные полеты. На аэродроме была столовая, где работали девушки, жившие в бараках на тринадцатом участке. Я подружилась с молодой поварихой, к которой в дни нелетной погоды ходила в гости. Она жила в одной из комнат, располагавшихся по обе стороны длинного коридора. Вода и прочие удобства были на улице. Еду готовили на плитке или примусе. Хорошо помню, какой необыкновенно вкусной казалась мне картошка. Мы с курсантами помогали убирать с полей подсобного хозяйства овощи, и замечу, что таких кочанов капусты – огромных, белоснежных – я больше не видела нигде.
Войну я встретила в Магнитогорске. Воскресным днем мы возвращались из города в свой лагерь. Шли веселые, счастливые, молодые, влюбленные, а нам навстречу – плачущая женщина. На наш недоуменный вопрос ответила: «Война!» И хотя долгое время все жили этим предчувствием, в случившееся поверили не сразу. Но на общем построении командир объявил об этом официально и добавил, что отныне мы переходим на военное положение. Следовательно, сроки обучения курсантов сокращаются, поэтому работать придется по новому расписанию.
Наша память обладает замечательным свойством: трудное, горькое, обидное и несправедливое забывается, зато людей, с которыми было хорошо, помнишь и благодаришь всю жизнь. Магнитогорск, где я проработала около двух лет, стал прекрасной страницей в моей жизни.
Летом 1942-го я выпустила группу курсантов и была награждена знаком «Отличник Аэрофлота», а уже в июле получила назначение в действующую армию. Переучившись на боевой самолет – пикирующий бомбардировщик Пе-2, я прибыла в 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова бомбардировочный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Правда, все эти громкие звания были завоеваны позже – за участие в боях за Смоленск, Сталинград, Кубань, за Курскую битву, операции в Белоруссии и Восточной Пруссии…
Пе-2 был в то время самым современным двухмоторным самолетом, вооруженным пятью пулеметами. Его экипаж состоял из троих человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. Базировались мы, в основном, на западе – в составе первого, второго и третьего Прибалтийских фронтов. Полк наш был женским. Первым его командиром была Марина Раскова, а после ее гибели нами стал руководить В. В. Марков – наш дорогой «батя».
24 июля при выполнении боевого задания осколком зенитного снаряда я была тяжело ранена в живот, но благополучно совершила посадку на аэродроме истребителей, сохранив и экипаж, и самолет. После полуторамесячного лечения в госпитале вернулась в свой полк и приступила к боевым полетам.
Демобилизовалась в 1950 году в звании гвардии капитана. И хотя для женщины профессия летчика не дается на всю жизнь, я благодарна ей за выработку таких качеств, как чувство ответственности и верность делу, которому ты служишь. Именно летчики больше всех любят жизнь и землю, которая принимает их в свои объятия после выполнения задания. Все это помогло мне справиться с учебой в институте культуры и работой в мирное послевоенное время, получить профессию библиотекаря и проработать в ней тридцать лет. Я воспитала дочь – кандидата химических наук, выпускницу Московского государственного университета имени М. Ломоносова, а также внука и внучку, тоже окончивших МГУ. Судьбе было угодно подарить мне счастье любоваться тремя правнуками. Это самое дорогое, что останется на земле после меня.
Обидно, конечно, что нет страны, в которой мы вступали в жизнь, но Отечество, в защиту которого вложена маленькая капелька нашего ратного труда, пусть живет и процветает. На его земле еще жить и жить многим будущим поколениям.
Подготовила Марина КИРСАНОВА.



