Посудите сами: истоки этого японского праздника берут начало аж с пятого-шестого веков нашей эры, когда общины совершали ритуально-мистические действия. Вечером этого дня мальчики до пятнадцати лет собираются вместе с родителями у декоративных полок с воинскими принадлежностями и выслушивают рассказы о назначении каждого предмета. Им позволено подержать в руках мечи, алебарды и прочее самурайское снаряжение. Отцы рассказывают им о назначении каждого предмета, а также мифологические истории из жизни богов.
Вот такой он – праздник Страны восходящего солнца, вот такие странные, по нашим понятиям, японские папы.
Начинаю вспоминать, кто из моих знакомых рассказывает своим отрокам о том, где воевал дедушка, какие имеет награды за ратный и ударный труд или за какие заслуги вручали бабушке грамоту с красивыми вензелями. Что-то разговорчивых на эту тему не нашлось. Как и тех, кто рассказывает о былых победах российских воинов, великих сражениях на фронтах Великой Отечественной войны, подвигах солдат, защитивших нашу Родину. Один знакомый заметил: зачем «напрягаться»? Обо всем этом сын узнает на уроках истории. Другой считает, что сын имеет математический склад ума, и засорять его голову разными россказнями нет смысла. Подобные знания о битвах, воинских традициях, оружии необходимы только тем, кто собирается посвятить себя армейской службе.
Возможно, и так. Но, думаю, дело не в том, что наши отцы, в отличие от японских, не обладают ораторским даром. Просто доверительное общение со своими наследниками мужская половина нашего общества считает пустой тратой времени, предпочитая диван с телевизором, поездку на рыбалку, бутылку «Балтики» или чего покрепче. Воспитанием детей у нас, в основном, занимаются мамы, а то и уличные кумиры с криминальным прошлым.
Не спорю, есть отцы, которым действительно некогда вникать в жизнь и занятия продолжателя рода. Жизненные обстоятельства загнали многих в такой угол, что на хлеб насущный нужно горбатиться чуть ли не сутки.
Конечно, материнская забота – это замечательно, но психологи считают, что без участия главы семейства вряд ли из мальчика получится настоящий рыцарь. Попросту говоря, вырастает размазня какая-то, а не мужик, способный постоять не только за себя, но и защитить семью и слабых. Таких обычно называют слабохарактерными, списывая просчеты воспитания на особенности нынешнего времени.
Сейчас много говорят и пишут об армейской «дедовщине». Утверждают, что она берет свое начало в детском садике, находит продолжение в школе, училище. На чем свет стоит «костерят» отцов-командиров, которые допускают в своих воинских частях насилие, потворствуют тем, кто кулаками наводит порядок в казарме. И еще обнаружилось, что у нас несовершенна правовая база для искоренения неуставных отношений.
Все это так. Но я сам служил три года в армии и знаю, что «старики» начинают воспитывать недозволенными методами тех молодых солдат, кто дал «слабину» и не набрался мужества сразу дать достойный отпор обидчикам. Да и откуда они, настоящие, возьмутся, если наших мальчиков по жизни опекает так называемая слабая половина человечества: в садике с ними «сюсюкают» добрые воспитательницы, в школьные годы – престарелые Марии Ивановны, дома – задерганная мама. Тем более, если это неполная семья, в которой у одинокой мамы на первом месте стоит забота о добывании средств на самое необходимое для существования.
Не так давно прочитал: французские ученые, которые более тридцати лет исследовали семьи, пришли к выводу, что 98 процентов жизненного опыта и развития всех знаний и умений может дать ребенку глава семьи. Причем, до трехлетнего возраста малыши нуждаются в материнском уходе, а потом как мальчику, так и девочке больше необходимо отцовское воспитание. Как считают психологи, в нашем обществе всего этого и пяти процентов в среднем отец не дает.
Хорошо запомнил слова, прозвучавшие в каком-то еще советском кинофильме из уст мальчишки: «Взрослые, станьте хотя бы на время немножечко детьми. И вы поймете нас». Мудро сказано. Мы должны быть для детей друзьями, которые все могут понять, посоветовать, прийти на помощь, которым доверяют.