"Одним из главных изменений в рейтинге за первое полугодие 2011 года по сравнению с итогами 2010 года является снижение на две позиции металлургического производства. При этом замедление роста наблюдается практически по всем видам металлургической продукции, за исключением стальных труб", - отмечают аналитики.
По оценке экспертов РИА-Аналитика, темп роста металлургического производства во втором полугодии будет оставаться низким - "во всяком случае, он будет ниже, чем в других отраслях обрабатывающего сектора". "Существенной активизации внутреннего спроса на прокат до конца года не произойдет. Экспортный спрос также не обнадеживает в связи с обострившимися проблемами мировой экономики", - поясняют они.
В цветной металлургии рост производства будет сдерживаться высокими ценами на электроэнергию и ограниченностью минерально-сырьевой базы.
Эксперты напоминают, что за первые шесть месяцев этого года в РФ почти остановился рост производства стали и проката, начался спад в производстве цинка, алюминия и никеля. "Причин тому несколько, но в первую очередь - это слабость внешнего спроса и высокая конкуренция на этом рынке. Рост внутреннего рынка пока с трудом компенсирует снижение экспорта", - поясняют эксперты.
Что касается других отраслей, то эксперты указывают на опасность, которая грозит российской нефтепереработке - бессменному лидеру обрабатывающей промышленности. "Практически принятая правительством новая формула нефтяной пошлины "60-66" может негативно сказаться на положении отрасли в рейтинге в ближайшей перспективе в связи с необходимым увеличением затрат на модернизацию и сокращением доходов от экспорта мазута", - отмечает РИА-Аналитика.
При этом в среднесрочной перспективе режим "60-66" должен оказать положительное влияние на развитие отрасли, считают эксперты, так как в настоящее время "глубина переработки здесь остается довольно низкой, и качество продукции оставляет желать лучшего". "Хорошим примером тому может служить безуспешная попытка перейти на производство топлива класса Евро-3, предпринятая в текущем году", - говорится в документе.
По остальным позициям рейтинг практически не претерпел изменений. Традиционно на нижних строчках рейтинга остались легкая промышленность, деревообработка и машиностроение.
Примечательно, что транспортное машиностроение сохраняет очень низкое место, несмотря на автомобилестроительный и вагоностроительный бум, наблюдавшийся в первой половине текущего года. Производство легковых автомобилей уже далеко опередило докризисный показатель, как и производство грузовых вагонов (из-за дефицита этой продукции на внутреннем рынке). Однако производственные показатели практически никак не повлияли на финансовое положение отрасли и позиции в рейтинге.
"Рекордный рост производства обеспечил отрасли довольно высокую производительность труда, но рентабельность остается крайне низкой, а долговая нагрузка - самой высокой среди всех промышленных отраслей", - заключают эксперты.



