Осенью листопрокатный цех № 10 отпразднует пятнадцатилетие. К очередному рубежу десятый "лист" подошел в ранге самого производительного подразделения комбината.
Нарастив "мышцы" после многочисленных реконструкций на участках стана "2000", способен удовлетворить интерес взыскательных заказчиков тонких профилей и трубной заготовки.
- Будьте готовы пройти стан от начала до конца, - озорно предупредил начальник смены Алексей Кузнецов на просьбу рассказать о прошедшей модернизации "двухтысячника".
Появилось предвкушение настоящего зрелища: увидеть бегущий по рольгангу металл вулканического цвета, почувствовать накатывающий от стальной полосы жар. Однако вместо ожидаемого рева агрегатов стан встретил короткими объявлениями диспетчера, доносящимися из громкоговорителей.
- На плановую профилактику попали, - объяснил Кузнецов относительное затишье и оживленную работу на нижней площадке. - Пока идет перевалка рабочих валков, механики, гидравлики, технологи задают стану тон на весь день - проверяют оборудование на работоспособность. Процедура займет пятьдесят минут.
Не дожидаясь, пока все специалисты вернутся на свои места, начальник смены взялся сопроводить по основным постам управления. Первым делом отправились на пост оператора третьей и четвертой печей. О последней печке, которую за импортное происхождение прокатчики нарекли "француженкой", многие наслышаны. В прошлом году ее успешно интегрировали в технологический процесс ММК. И если раньше, чтобы нагреть металл до нужных параметров, приходилось вставать на выдержку температурного режима, то теперь процесс нагревания стал непрерывным.
- Новая печка показывает себя отлично - экономная по расходу газа, - отмечает преимущество "француженки" старший нагревальщик Дмитрий Проломов.
Хотя он в цехе с момента его основания и знает технологию досконально, потребность обучаться и идти в ногу с модернизацией считает необходимой. Под его руководством целая команда, создающая в прямом смысле адские условия для металла - 1220 градусов. Каждую печь обслуживают нагревальщик и подручный. Именно от их действий зависит конечный результат - ведь качество нагрева сказывается на процессе прокатки. Такой примечательный факт: от момента посада сляба в печь до его попадания уже в виде рулона на склад проходит около трех с половиной часов. Причем сам процесс прокатки скоротечен: самый длинный двенадцатиметровый сляб "пролетает" по стану за две минуты. Все остальное время отведено как раз на разогрев в печах.
Отправляемся на участок чистовой группы, именуемый сердцем стана. Здесь прошлой зимой заменили гидросбив. Новый имеет иной тип форсунок, которые позволяют лучше удалять окалину. Но на этом новшества не закончились.
- В этом году вплотную начали осваивать так называемую технологическую смазку - подачу масла на рабочие валки, - рассказывает мой проводник Кузнецов, ответственный за реконструкцию. - Отладкой системы занимается отдельная служба - Металлпромсервис. В итоге рассчитываем снизить выработку валков, увеличить срок их жизни.
Помимо прочего, при использовании технологической смазки голландской фирмы Quaker прокатчики намереваются улучшить качество поверхности полосы. И их ожидания не напрасны: новшество поможет избавиться от разгарной окалины, которая вырабатывается в процессе износа валка и отпечатывается на полосе. Ее вытравление сопряжено с рядом трудностей. В условиях возросших требований к качеству подобная забота не излишняя. Внедрение смазки адресовано прежде всего потребителям автолиста.
Месяц назад на комбинате прокатали лист толщиной 1,2 миллиметра. До этого десятый цех не катал профиль тоньше "полуторки".
- Полтора миллиметра - уже давно освоенный нами прокат. Месяц назад в экспериментальном порядке прокатали лист на три сотых тоньше. Хотя такой профиль и был заложен в проекте стана, но заказов на него не поступало, - говорит начальник смены Алексей Кузнецов. - Теперь мы на практике знаем, каким характеристикам должен соответствовать металл для данного профиля.
На одиннадцатом посту оператор "дирижирует" второй группой моталок. Здесь листы толще трех миллиметров сматывают в рулоны. С недавних пор вместо двух прежних пневматических тут появились более мощные гидравлические устройства.
- В отличие от своих предшественниц эти машины способны смотать трубную заготовку толщиной до двадцати миллиметров, - поясняет Кузнецов. - Планомерно осуществляя реконструкцию, мы сделали все необходимое, чтобы получить не только тонкий профиль: отныне мы готовы производить на стане более толстый сортамент.
Напоследок начальник смены озвучил план производства на март - 420 тысяч тонн горячего проката.
Мимо нас огненным заревом проносится первая после перевалки полоса, которая как раз и "ложится" в тот цеховой план.