Ключевым элементом Стратегии развития Группы ММК до 2025 года является цифровизация, которая охватывает все бизнес-процессы ММК, и конечной целью которой является повышение производительности труда и улучшение качества продукции.
Цифровизация и развитие автоматизированных систем приводят к накоплению большого количества данных, объёмы которых растут высокими темпами. Сложности при обработке сверхбольших массивов данных, так называемых "больших данных" (Big Data), стимулируют развитие новых подходов к управлению данными, которые включают в себя не только создание, хранение и поддержку, но и увеличение эффективности процесса поиска данных, требуемых для дальнейшего анализа.
Проект "Разработка концепции и операционной модели управления данными", стартовавший в конце прошлого года, утверждён к дальнейшей реализации генеральным директором ПАО "ММК" Павлом Шиляевым. Опробование новой концепции осуществлялось на основе данных двух производственных подразделений - кислородно-конвертерного цеха (ККЦ) и комплекса стана "5000" по производству толстолистового проката.
- Архив оцифрованных данных без системы управления данными похож на библиотеку, в которой нет картотеки, - отмечает менеджер группы межсистемной интеграции и мониторинга ООО "ММК-Информсервис" Дмитрий Ганаев. - Поиск информации в такой системе напоминает поиск книги, когда они одна за другой наудачу извлекаются с полок. Управление данными - это создание структурированного каталога и полноценная инвентаризация существующих данных, а также разработка методологии по дальнейшей автоматизации этих процессов. Иными словами, это формирование данных о существующих данных.
Итоговая цель проекта в том, чтобы дать возможность специалистам ММК, занимающимся аналитикой, не только быстро находить необходимые данные, но и проводить более качественный их анализ.
Существует мнение, что отличие "информации" от "данных" в том, что только информация имеет стоимость. Результаты анализа и превращают "данные" в "информацию". Качественное управление данными позволит информации стать более точной и полной, а следовательно - более ценной.
Для решения таких задач на ММК будет создан единый корпоративный словарь, описывающий термины таким образом, чтобы данные отражали одинаковые нюансы значений, а пользователи, независимо от подразделения, в котором они работают, говорили "на одном" языке. Следующий этап - каталогизация данных всех информационных систем, обеспечивающих учёт производственных и иных данных организаций Группы ММК.
- В отношении работы с данными ММК находится в авангарде не только среди своих конкурентов, но и на рынке в целом, - считает менеджер департамента консалтинга "Делойта" в СНГ Антон Константинов. - Развитая функция по управлению данными - это необходимое условие для успешной реализации стратегии цифровизации ПАО "ММК". Кроме того, это кросс-функциональная поддержка других направлений развития компании. Например, ММК располагает сильнейшим подразделением в области анализа и обработки цифровых данных математическими методами (Data Science), которое сможет использовать сервисы, предоставляемые подразделением по управлению данными, для ещё более глубокой аналитики и построения точных предсказательных систем".
Основные задачи, которые сейчас стоят в отношении управления данными, - это обеспечение доступности, качества и развитие удобного сервиса для внутреннего потребления. Как показало исследование "Делойта" 2019 года, которое включало в себя опрос руководства более тысячи компаний по всему миру, проблема качественного сервиса сейчас поставлена очень остро. Около 67 процентов опрошенных руководителей уровня старшего менеджера и выше заявили, что им неудобно получать доступ к данным и использовать их. ММК уже сейчас работает над тем, чтобы предотвратить эту проблему.
"В настоящее время технологам и аналитикам при поиске данных нередко приходится собирать информацию по частям из различных информационных систем. Создание единой системы и управление данными на уровне, отвечающем современным требованиям, позволит улучшить скорость и качество аналитики и в итоге повысит оперативность и качество управленческих решений", - подчеркнул генеральный директор ПАО "ММК" Павел Шиляев.
Следующей задачей как перед ММК, так и перед бизнесом во всем мире должен стать переход функции управления данными из разряда вспомогательных технологий в категорию важнейших инструментов получения прямого или косвенного экономического эффекта. Этого можно достичь благодаря сокращению времени, требуемого на конечную реализацию идеи с момента ее разработки, то есть времени на поиск данных, бизнес-анализ и создание решения. Это позволяет запускать новые продукты и менять существующие быстрее конкурентов. Кроме того, в среднесрочной перспективе служба управления данными должна превратиться в партнёра бизнес-подразделений: от неё будут поступать рационализаторские предложения как по улучшению различных бизнес-показателей, так и по возможным способам монетизации собранных данных, сообщает управление информации и общественных связей ПАО "ММК".