Но тогда не боялись, не переживали. Учителя малышню только подбадривали, может, поэтому все написали на отлично. К выпускному классу всё изменилось. Страшилки про ЕГЭ стали рассказывать, убеждать, что сдать экзамен просто нет шансов. Откуда взяться позитивным мыслям, если учителя только и твердят: ты не сможешь сдать, знаний у тебя на минимум баллов. Короче, психологическое давление начинается за несколько лет до судьбоносного экзамена.
В свои силы поверила лишь за полгода до итоговой сдачи. Упорно готовилась, занималась с репетиторами, писала пробные экзамены, и счастью не было предела, если баллы были достаточно высокими. По мере приближения экзамена росла уверенность в своих силах. Понимаем, что и учителя волнуются не меньше выпускников, но нельзя же свои комплексы и страхи выплескивать на головы учеников. Малоприятно после хорошей оценки за пробный экзамен слышать - повезло. Такой пессимизм дал свои плоды: при одной мысли о ЕГЭ меня начинало трясти.
Первый экзамен сдавала раньше, чем большинство выпускников, потому что выбрала литературу. Канун никогда не забуду. Весь день была ни жива, ни мертва. Не могла ни пить, ни есть, ни говорить. Ночью забылась на полчаса - боялась проспать.
Но удача улыбнулась - держать экзамен предстояло в родной школе. А дома и стены помогают. Правда, долгое томление у школьного порога лишило сил. Металлоискатель ничуть не смутил - как пересечение таможни в аэропорту. В классе окончательно успокоилась и размечталась: близится лето, выпускной бал и зачисление в вуз, о котором мечтала.
На видеокамеры не обращала внимание. Во время экзамена несколько раз глянула, как мне показалось, в потухшие видеоглаза. Списывать не пыталась, шпаргалок не готовила. Боялась не списывания, а того, что это помешает сосредоточиться. Нет подсказки, значит, "включаешь" голову.
Выполнила все задания, но волнение не прошло. Выходя из кабинета, ударилась о дверь, споткнулась на лестнице и не могла понять смысла сказанных учителем слов. Психологическая подготовка подкачала.
Результаты экзамена разочаровали и меня, и одноклассников. Были уверены, знаем все: знаем все варианты решений, разобрались в самых трудных вопросах. Ан нет. Мою работу оценили на меньшие баллы, чем я предполагала. За пробные экзамены результаты были выше, да и учителя ожидали от меня большего.
Позвонила репетитору, назвала баллы. Она была уверена, что ниже 80 ее ученица написать просто не могла. Правы оказались педагоги: ЕГЭ - лотерея, игра в удачу, а не оценка знаний и умений.
Одно поняла - экзамены не стоят таких переживаний. Не стоит пугать учеников страшными историями, предрекая им работу дворником. Нужна планомерная дозированная подготовка без истерик со стороны взрослых.