Соответствующее постановление правительства было принято в начале сентября.
В документе детально прописан "порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Согласно принятому положению федеральный государственный надзор в сфере труда обязана осуществлять федеральная инспекция труда. У ведомства есть полномочия проверять абсолютно всех, кто имеет наемную рабочую силу, будь то владелец киоска, принявший на работу продавца, либо государственное предприятие, на котором трудятся сотни человек.
Предметом надзора традиционно является соблюдение требований трудового законодательства со стороны работодателей. Сюда входят и такие аспекты, как выдача заработной платы вовремя и, что немаловажно, в полном размере, соблюдение требований охраны труда, выполнение всех предписаний об устранении нарушений.
Инструментом в борьбе за соблюдение прав трудящихся по-прежнему останутся плановые и внеплановые проверки, предписания об устранении нарушений, а также другие материалы, с помощью которых хоть как-то можно привлечь виновных к ответственности.
Остановимся немного на плановых проверках. Их, согласно принятому в начале сентября положению, можно будет проводить не чаще, чем раз в три года. Основаниями для такого рода проверок могут быть жалобы граждан, причем неважно, каких именно. Пожаловаться в уполномоченный орган имеют право предприниматели, юридические лица, члены профсоюзов и многие другие. Также поводом для проведения проверок могут стать и озвученные в СМИ факты нарушения трудового законодательства. Естественно, сам работник также может стать инициатором проверки - для этого достаточно заявить о том, что нарушаются его права.
Также проверку смогут провести и при наличии приказа или распоряжения руководителя Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда. Такое распоряжение сможет отдать и заместитель руководителя. При этом приказ или распоряжение издают в соответствии с поручением президента страны или Правительства РФ либо на основании требования прокурора. Такое требование может быть выдвинуто в связи с поступлением в органы прокуратуры обращений или других материалов. При этом срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Кстати, это нововведение положительно оценивают сами работодатели, потому что ранее сроки не фиксировали и какие-либо необходимые для работы документы изымали на длительный промежуток времени, допустим, на несколько месяцев. Естественно, работа останавливалась, предприятие терпело убытки.
Также в постановлении оговорено и время проведения плановых проверок. Так, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В тех же случаях, когда необходимо провести сложные исследования, на которые требуется время, допустимо продлить срок проверки, но не более чем на 20 дней, а в отношении малых предприятий - не более чем на 15 часов.



