По-другому и быть не может, ведь школьная библиотека - это мощный образовательный и воспитательный потенциал. В образовательных учреждениях Европы и некоторых других стран - таких как Корея, Япония, Вьетнам - это давно поняли и активно поддерживают школьные библиотеки на государственном уровне.
О том, как работают школьные библиотеки нашего города, говорим с методистом по библиотечному делу Центра повышения квалификации и информационно-методической работы Светланой КАШИНОЙ.
- Светлана Александровна, какие требования предъявляются к школьным библиотекам в соответствии с новой редакцией закона "Об образовании"?
- В стандарте основного общего образования информационно-библиотечному обеспечению образовательного процесса уделено больше внимания, чем в прежних документах. Указано, что образовательное учреждение должно иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами… В новом документе отмечается, что материально-техническое оснащение образовательного процесса должно предоставлять возможность "обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических, текстографических и аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся". Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную, научно-популярную и научно-техническую литературу, издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания, собрание словарей, литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
- А насколько школьные библиотеки Магнитки готовы реализовывать поставленные задачи?
- Процессы информатизации образования не обошли стороной Магнитку. Сеть школьных библиотек в городе самая многочисленная - их 68. Благодаря нацпроекту "Образование" многое сделано для того, чтобы школьные библиотеки соответствовали современным требованиям. Установлены автоматизированные информационные библиотечные системы, создаются электронные каталоги, новой составной частью фондов библиотек стали медиаресурсы. На конец 2010-2011 учебного года в тридцать одной библиотеке проведен Интернет, в семи открыты компьютерные зоны для учащихся. Школьные библиотекари вместе с педагогами прошли обучение в интернет-центре и межшкольном методическом центре. Наш центр проводит работу по повышению квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений, оказывает методическое сопровождение. Сделано немало, но и время не стоит на месте, задачи постоянно усложняются. А состояние школьных библиотек в городе пока не позволяет в полной мере решать эти задачи. Одна из проблем - слабое комплектование учебной литературой. Последние годы учебные фонды школьных библиотек тают на глазах, обеспечение учебниками перекладывается на плечи родителей. Еще хуже обстоят дела с комплектованием детской художественной литературой. За три года поступило около 20 экземпляров серии "Школьная историческая библиотека" и ни одного экземпляра современной детской книги. Фонды держатся в большей степени на энтузиазме школьных библиотекарей, которые проводят бесконечные акции "Подари библиотеке книгу" или просят взамен утерянной новую современную детскую книгу. Нет сегодня в школьной библиотеке современной детской литературы, отсутствует детская периодика. Газеты и журналы в школьной библиотеке - большая редкость. О компьютерных зонах большинству школьных библиотекарей и учащимся остается лишь мечтать.
- Светлана Александровна, как организуют работу школьные библиотекари в условиях перехода на новые образовательные стандарты?
- Особое внимание уделяется выбору форм и методов работы с учащимися, особенно в начальной школе. "Сказкотерапия", "Библиотерапия", громкие читки и обсуждение прочитанного, рекомендательные беседы-диалоги - все это способствует созданию единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщить школьника к духовным ценностям, воспитать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально значимую деятельность.