Прошлая аналогичная программа признана вполне успешной. На ее реализацию за последние три года государство потратило 115 миллионов рублей, однако ликвидация «отдельных недоработок» потребует вчетверо больших затрат. Главное из упущений, которое констатируют авторы одиннадцатистраничной преамбулы, – «патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества».
Для того чтобы это наконец произошло, разработчики программы на 72 страницах подробно расписали план увлекательных мероприятий с указанием ответственных за них ведомств, величины средств налогоплательщиков, им причитающихся, и «ожидаемых результатов».
Больше всего бюджетных денег – 85 миллионов – получит Федеральное агентство по образованию, 49 миллионов достанутся Федеральному агентству по культуре. Министерству культуры отписали скромные 26 миллионов, на 2 миллиона больше выделено Министерству обороны – его участие в деле патриотического воспитания граждан посредством всеобщей воинской обязанности признано более весомым. В общем, создатели программы постарались не обделить никого.
Эксперты к таким размерам финансирования патриотизма отнеслись скептически. Достаточно вспомнить, что только за один 2006 год конгресс США потратит 85 миллионов долларов на развитие демократии в России. Патриотизм же по-российски в том же 2006 году будет стоит 77 миллионов, но рублей.
– Это крайне небольшие деньги, которые в плане освоения для заинтересованных ведомств значения практически не имеют, – считает заместитель директора Института общественного проектирования (ИНОП) Михаил Рогожников. – Скорее это для них спущенная сверху обязанность. Сама программа в целом имеет смысл, но писать подобные документы, кроме как по советским лекалам эпохи застоя, наши чиновники еще не научились.
Действительно, если бы на продукте патриотического мышления не стояла дата, он мог бы с успехом быть использован во времена позднего Политбюро, когда так любили обороты «продолжить совершенствование» и «шире охватывать». Чего только стоит «разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России». Не забыли и про супостатов – мероприятия программы должны в числе прочего «противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации».
– Концепция российского патриотизма только начинает вырабатываться, буквально на днях появился термин «суверенная демократия», вопросы «что такое русский народ?» и «что такое сегодня Россия?» пока еще остаются без однозначного ответа, в политическом смысле у нас образовалась совершенно новая страна, – считает Рогожников.
– Сама по себе идея здоровая, но, к сожалению, идея патриотизма за последние 15 лет сильно дискредитирована теми политиками, которые называют себя патриотами, – заявил генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – Чтобы реализовать эту программу, одних денег мало, нужны ныне живущие, а не исторические люди-символы, с которых может брать пример молодежь. В нынешней политике таких символов нет, одного Путина мало.
Поэтому очередная попытка влить госсредства в старые мехи агитпропа вызывает большие сомнения в ее эффективности. К чести разработчиков программы следует отметить, что они, как могут, стараются идти в ногу со временем: на разработку компьютерных игр, «в которых используются государственные символы России», уйдет 2 миллиона рублей, столько же планируется затратить на производство кассет и компакт-дисков с записями маршей и патриотических песен, причем изучение текста и музыки самой главной песни страны планируется включить в программы общеобразовательных учреждений всего за 900 тысяч рублей. В пять раз больше будет стоить бюджету создание программы «Патриот Отечества» «на одном из государственных каналов телерадиовещания», причем с 2009 года ее финансирование увеличится до 5,5 миллиона в год. Поддержка и развитие интернет-проекта «Патриоты России» обойдется дешевле – всего в 1 миллион 100 тысяч ежегодно.
Самой затратной частью программы стало «формирование госзаказа на производство кинофильмов, постановку спектаклей, создание музейных экспозиций и издательскую деятельность», которое поручили сразу пяти ведомствам (Министер-ствам культуры и обороны, МВД и ФСБ, а также Минобрнауки) и РОСТО (бывшему ДОСААФ). Госзаказ оценили в 7 миллионов рублей на ближайшие три года, а в 2009 и 2010 годах увеличили сумму еще на миллион. Правда, серьезных продюсеров такие бюджеты вряд ли заинтересуют.
В подписанном премьер-министром документе подчеркивается, что «комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации». Конечно, основной объект воспитания – молодежь, которую предполагается учить на 400 тысяч рублей в год «правильному репродуктивному поведению», ожидаемым результатом которого должно стать «возрождение моральных ценностей» у «поколения пепси». Также планируется воссоздать тимуровское движение (всего-то за 2 миллиона рублей) и сдачу норм ГТО, которые переименуют ГТЗО («Готов к труду и защите Отечества»).