В редакцию "ММ" обратилась Вероника Холопова и рассказала о конфликте с администрацией одного из магазинов Магнитогорска.
- Постоянно отовариваюсь продуктами и предметами первой необходимости в ближайшем супермаркете - магазине крупной федеральной сети, - рассказала Вероника Николаевна. - Периодически здесь проходят распродажи и акции. Но стала замечать, что зачастую потребителя попросту обманывают: объявляя скидку, сначала завышают стоимость товара. В итоге порой он в дни акции стоит дороже, чем в обычное время. Заметила это на примере одного, другого, третьего товара. Решила пожаловаться на обман в объединение защиты прав потребителей и другие инстанции, а для этого собрать доказательства. Стала фиксировать на фотокамеру ценник до и после. Несколько раз делала это - никто слова не говорил, но однажды ко мне подошёл работник супермаркета и в грубой форме попросил убрать фотоаппарат и удалить снимки. Последовала словесная перепалка, пришлось, пока молодой консультант руки не распустил, удалиться. Мне стало интересно: а правомочны ли претензии администрации магазина? Неужели у покупателя нет права фотографировать в зале?
За ответом "ММ" обратился к специалистам.
- Подобный запрет не основан на законе, более того, в таком случае нарушаются права потребителей на получение информации о товаре любым не запрещённым законом способом, - рассказала юрист Юлия Головачёва. - По конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным способом. По закону об информации граждане и организации могут использовать любые источники, если используются правомерные действия. По тому же закону есть ограничения, но они касаются конфиденциальной информации. Сведения о торговом зале универсама, товарах, предложенных к реализации, о продавце или изготовителе товаров не могут составлять ни государственную тайну, ни служебную, следовательно, не являются конфиденциальными. Их нельзя отнести и к коммерческой тайне. Вход в торговый зал супермаркета открыт для неограниченного круга лиц, а значит, его внутренний интерьер и реализуемые товары не могут быть секретом для посетителей. Таким образом фотофиксация - это всего лишь один из способов сбора информации. Администрация магазина, выставляя товар для всеобщего обозрения, предлагает его к продаже всем, что с точки зрения гражданского законодательства является публичной офертой. Препятствовать съёмке работники супермаркета не имеют права.