Такой пластик хотят приравнять к банковским продуктам, чтобы не допустить мошенничества.
В России предлагают ввести регулирование оборота подарочных пластиковых карт. С такой инициативой в ФАС и Росфинмониторинг обратилась Национальная платёжная ассоциация (НПА), пишут "Известия". Граждане не смогут дарить друг другу карты, выпущенные магазинами. Чтобы покупатели смогли передавать их третьим лицам, ритейлеры должны будут сотрудничать с банками. Это снизит риск использования такого пластика для мошеннических схем.
В НПА уверены, что фактически подарочные карты магазинов превратились в платёжное средство. Есть примеры, когда торговая сеть выпускает пластик с многоразовым пополнением до 999 тысяч рублей. Оценить объём рынка таких карт из-за отсутствия регулирования сейчас невозможно. Эксперты считают, что подарочные карты можно использовать для легализации денежных средств. Дело в том, что реализация карты не подразумевает немедленную продажу товара. Таким образом, невозможно проверить конкретный магазин на предмет подобной противоправной деятельности с точки зрения несоответствия выручки и фактически полученных у поставщиков и реализованных товаров.
Как полагают в НПА, решить проблему можно несколькими путями. Один из них - сделать подарочные карты банковскими продуктами с соблюдением всех требований по идентификации. Тогда ритейлеры не смогут их выпускать без сотрудничества с кредитными организациями. Сегодня, по законодательству о противодействии отмыванию доходов, анонимные карты, которые могут передаваться третьим лицам, кредитные организации могут выпускать на сумму не более 15 тысяч рублей. Другой вариант - покупатель будет вносить предоплату ритейлеру, после чего картой сможет пользоваться только он сам, передать третьему лицу пластик будет невозможно.
Ритейлеры считают, что регулирование в сфере подарочных карт будет ограничивать в первую очередь потребителей. Президент ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов считает, что иметь возможность реализовать подарочный сертификат должен не только тот, кто его приобрёл, а ещё и тот, кому его подарили. Иначе такой подарок теряет всякий смысл.