Малый зал Дворца культуры металлургов имени С. Орджоникидзе был полон, звучали романсы на стихи Марины Цветаевой, а затем Татьяна Кондакова - руководитель театральной студии - сумела донести до слушателей глубину цветаевских стихотворений. Все это было прелюдией к моему выступлению на тему: "Марина Цветаева и сын Георгий". То, о чем шла речь, как нельзя более соответствовало Году семьи. Тема была животрепещущей, близкой каждому женскому сердцу.
До 2000 года Ариадной Эфрон, дочерью Цветаевой, все цветаевские архивы были закрыты, но уже в этом же году в издательстве "Эллис Лак" в серии "Марина Цветаева. Неизданное" появился двухтомник записных книжек Цветаевой, а несколько ранее - "Сводные тетради и семья: история в письмах". И во всех этих изданиях, как и во многих других, активно присутствует Мур - домашнее имя Георгия Эфрона. Это обожаемый сын Цветаевой, для которого она сделала все возможное и невозможное. Но безумная родительская любовь обесценивает, пусть и временно, личность матери:
Но если служим детям, как рабы,
- А раб - изгой в любом конце планеты -
То наши прокуроры - наши дети -
Напрасны уверенья и мольбы…
Мур единственный из всей семьи был рядом с Цветаевой в Елабуге, и после ее самоубийства на голову сына со всех сторон посыпались обвинения в случившемся. Что думал Георгий, переживая с матерью все перипетии после возвращения в СССР, как он сумел выстоять после елабужской трагедии, как сложилась его дальнейшая судьба? Свидетели этих событий, естественно, передают это по-разному. Но в 2004 году московское издательство "Вагриус" сделало бесценный подарок всем почитателям Марины Цветаевой - двухтомник Георгия Эфрона "Дневники" расставил все точки над i.
"Есть у меня важный свидетель - сын, умный и суровый Мур", - отмечала в письмах Цветаева. Написанные бесспорно талантливым и умным молодым человеком, дневники Георгия Эфрона - драгоценность, равной которой в цветаеведении трудно сыскать, потому что все, о чем он рассказывает, происходит на фоне присутствия матери. Мы видим, как разворачивается история трагического противостояния Цветаевой ударам судьбы, иссякновения ее сил в этой борьбе и рокового исхода. И если мне, используя многочисленную литературу о Цветаевой и свои стихи, удалось погрузить слушателей в трудный и прекрасный мир быта и бытия Марины Цветаевой, я близка к выполнению поставленной задачи.
Неподдельный интерес слушателей, слова благодарности, восторженные отзывы и пожелания новых встреч убеждают, что истинная поэзия возвращается и стихам Марины Цветаевой настал черед…