На днях Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона о внесении изменений в статью об административных правонарушениях. Документ предлагает установить ответственность за размещение в Интернете материалов, оскорбляющих общество, государство, официальные государственные символы и органы государственной власти.
Документ внесён в пакете с базовым проектом закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который предусматривает механизм ограничения доступа к материалам, выражающим в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам страны, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть. Генеральный прокурор и его заместители наделяются полномочиями по обращению в Роскомнадзор с требованием ограничения доступа к подобным ресурсам. Распространение оскорбительных материалов законодатели предлагают отнести к административным правонарушениям.
Законопроект предполагает дополнить статью КоАП "Мелкое хулиганство" специальным составом, который предусматривает штраф от тысячи до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток.
- Предлагаемая ответственность - дополнительный механизм обеспечения соблюдения правил допустимого поведения, - пояснил председатель Комитета по государственному строительству и законодательству ГД ФС РФ Павел Крашенинников. - Одно из отличий нового административного состава - место совершения правонарушения. Мелкое хулиганство признаётся таковым, если совершено в общественных местах. Интернет, хотя и считается публичным, общественным пространством, не защищён от этих действий. Проект предлагает восполнить этот пробел.
Кроме того, документ дополняет ответственность за такие составы преступления, как оскорбление и клевета. Поскольку хулиганские действия в Сети с использованием ненормативной лексики не носят персонифицированного характера, следовательно, не подпадают под действие санкций, предусмотренных статьями за клевету и оскорбления. Законопроект же предлагает обеспечить защиту общественных интересов в публичном пространстве.
Вместе с тем, Павел Крашенинников сообщил, что документ нуждается в уточнениях, которые следует учесть при рассмотрении во втором чтении. Во-первых, законопроект вменяет в обязанность полиции составлять протоколы. Однако государственный контроль и надзор за соблюдением требований закона к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляет Роскомнадзор. Следовательно, следует уточнить перечень органов, должностные лица которых наделяются правом составлять протоколы о правонарушениях в Интернете. Во-вторых, законопроект требует доработки в части введения такой меры ответственности, как административный арест. Чтобы исключить избыточное ограничение гражданских прав, будет достаточно назначение штрафов.