О законодательных нововведениях в режиме видеоконференции журналистам Челябинской области рассказал исполняющий обязанности руководителя управления Федеральной налоговой службы области Михаил Бирюк.
С 22 августа введено обязательное досудебное обжалование решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению налоговиков, больших процедурных сложностей и для государевых мытарей, и для хозяйствующих субъектов это не вызовет, поскольку налоговые органы Челябинской области к нему готовы.
До этого при обжаловании отказа налоговиков в государственной регистрации у хозяйствующего субъекта было два варианта. Первый, применяемый редко и точечно, основан на положениях федерального закона № 943, принятого ещё на заре становления российской налоговой системы в 1991 году. Он наделяет вышестоящие налоговые органы правом отменять любое решение территориальных налоговых инспекций, если оно не соответствует законам или нормативно-правовым актам. Второй, наиболее распространённый вариант, - обжаловать решение налоговой инспекции об отказе в регистрации в вышестоящей инстанции. Также у бизнеса была возможность обратиться за защитой своих прав, связанных с государственной регистрацией хозяйствующего субъекта, в суд.
Новый порядок предусматривает обязательное обжалование решения территориальных налоговых органов в вышестоящей инстанции. В Челябинской области действуют 19 налоговых инспекций, кроме того, в Магнитогорске создан единый государственный регистрационный центр: все регистрационные действия этих организаций теперь необходимо обжаловать в управлении Федеральной налоговой службы по Челябинской области. Механизм, предусмотренный законом, таков: поступившая жалоба должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати рабочих дней. В исключительных случаях, когда потребуется время для дополнительного изучения документов, срок может быть продлён ещё на десять дней. Не позднее следующего дня после принятия решения областное УФНС обязано выслать его адресату, обратившемуся с жалобой.
Срок подачи жалобы - три месяца с момента, когда предприниматель узнал или должен был узнать о решении налоговиков, которое он посчитал нарушением своих прав. Жалобу заявитель может принести лично в УФНС Челябинской области, отправить её почтовым сообщением или по электронной почте, подписав электронной подписью.
Необходимо учитывать, что жалоба заявителя может быть оставлена без рассмотрения по нескольким определённым законом основаниям: не подписана лицом, её подавшим, или его представителем, либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя; жалоба подана после истечения трёхмесячного срока её подачи; до принятия налоговиками решения по жалобе от лица, её подавшего, поступил отзыв об отзыве жалобы; ранее уже была подана жалоба по тому же предмету и на тех же основаниях; есть вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и тем же основаниям, что указаны в жалобе.
- Новый порядок никого не должен смущать: с начала года в связи с изменениями в Налоговом кодексе обязательное досудебное обжалование введено по всем направлениям налогового контроля, - подчеркнул Михаил Бирюк. - Иными словами, при государственной регистрации мы теперь действуем в том же порядке, как и при обжаловании других действий налоговых инспекций. Статистика показывает, что в первое время объем жалоб на регистрационные действия налоговиков будет увеличиваться, но затем он нивелируется за счёт жёсткого контроля с нашей стороны за действиями нижестоящих налоговых органов.
В плюсы новой системы налоговики относят разгрузку судебной системы, а хозяйствующим субъектам при обращении в суд не придётся оплачивать налоговую пошлину. Кроме того, жалобу можно подать быстрее, чем оформить иск в суд.
Минусы для налогоплательщиков в том, что теперь нет альтернативы в способе защиты нарушенных прав: обращение в суд теперь невозможно. Безусловно, это будет восприниматься предпринимателями негативно, особенно на первых порах. Но, по заверениям Михаила Бирюка, никакой незаконной защиты корпоративных интересов со стороны налоговых органов разного уровня при рассмотрении жалоб не будет. По последней статистике, в пользу налогоплательщиков арбитражный суд вынес лишь каждое пятое решение, а УФНС области в пользу налогоплательщиков вынес почти треть решений. Кроме того, областные налоговики намерены вести тщательный мониторинг деятельности территориальных инспекций для определения уровня их компетенций и эффективности работы.
В завершении видеоконференции о новых электронных сервисах, доступных налогоплательщикам на сайте налоговой службы, рассказала начальник отдела регистрации и учёта налогоплательщиков УФНС области Марина Быкова.