На последнем заседании городского Собрания депутаты дали согласие на слияние двух муниципальных пассажирских предприятий, но попутно высказали и ряд замечаний.
У нового транспортного объединения пока нет названия, но оно должно приступить к работе уже 1 июля. Из всех возможных вариантов выбран экономически наиболее выгодный: АТП № 1 вольется в трест "Электротранспорт", а само как юридическое лицо прекратит существование до конца года. По данным, которые привел депутатам заместитель главы города Виталий Сидоренко, все последние годы автобусы с трамваями вытесняли с рынка, и сейчас они перевозят чуть больше половины пассажиров.
В то время как транспорт большой вместимости накапливал многомиллионные долги, частники плодились со страшной силой. Сейчас в городе работают около 700 легковых такси и без малого 1300 маршруток, хотя давно подсчитано, что их должно быть вдвое меньше. У муниципалов "хлебных" маршрутов почти не осталось: нерентабельны 15 из 32 трамвайных и 14 из 19 автобусных. Прошлый год оба предприятия заканчивали с убытками в 42 миллиона рублей. Часть суммы город возместил, но они все равно остались в огромном минусе.
- Чтобы стабилизировать ситуацию, надо сделать транспорт привлекательным, - подчеркнул вице-мэр.
Привычка ездить на маршрутках укоренилась прочно - они и остановятся, где попросишь, и домчат по-быстрому. Конкурировать с ними непросто, но, решив объединить два предприятия, местные власти решили бросить перчатку частникам. Новая тарифная политика - только первый шаг. За введением единого проездного и установлением одинаковой цены на проезд в размере десяти рублей последуют и другие меры. Волшебное слово "оптимизация" - вот на что уповают реформаторы пассажирского транспорта. С практикой, когда трамвай с автобусом едут одной дорогой и отнимают друг у друга клиентов, решено покончить. Теперь ставку делают не на дублирование, а на взаимозаменяемость, что призван обеспечить единый диспетчерский центр.
Его создание вместе с установкой навигационного оборудования на транспорте позволит регулировать интервалы движения. Соблюдение графика станет условием работы на маршруте, независимо от того, муниципальное это средство передвижения или частное. С февраля кафедра промышленного транспорта МГТУ готовит по просьбе администрации новый вариант транспортной схемы города, которая должна быть готова к июню.
Перестройка ждет и будущее единое предприятие. Планируется сокращение административно-управленческих расходов, со временем дойдут руки до обновленной организационной структуры и штатного расписания. В том, что городской транспорт ждет новая страница истории, сомневаться не приходится. Но депутатов интересовало и то, как администрация собирается регулировать рынок пассажирских перевозок в целом.
- Наведем ли мы когда-нибудь порядок с маршрутками? - задал прямой вопрос заместитель председателя городского Собрания Иван Сеничев.
- Всем требованиям соответствуют лишь 600-700 "ГАЗелей", - признал Виталий Сидоренко. - Остальные действуют недобросовестно, но лишить их лицензии почти невозможно, потому что получить новую - проще простого. Без изменений в законе, которые давали бы право применять к нарушителям санкции, не обойтись.
Справедливости ради стоит заметить, что то же самое "несовершенное" федеральное законодательство не мешает исполнительной власти Челябинска и Уфы упорядочить движение микроавтобусов. Техническое же состояние магнитогорских маршруток таково, что ездить в них опасно для жизни и здоровья. Есть у частного транспорта и другая визитная карточка, которая не красит город.
- Все мы представляем себе конечные остановки маршруток, - говорит председатель бюджетной комиссии Игорь Виер. - Скопище "ГАЗелей", чад, дым, выхлопы. Тут водители и ремонтируют транспортные средства, и обедают в антисанитарных условиях… Допустимо ли это? И чем виноваты жильцы соседних домов, вынужденные терпеть такое соседство?
К осени, как заверили представители городской администрации, появится возможность говорить о первых результатах транспортной реформы. Давая принципиальное согласие на ее проведение, депутаты обязались не выпускать процесс из-под контроля. Намерения у чиновников, как водится, благие, но до элементарного порядка в этой сфере ой как далеко.