Методика проведения семинара была направлена в ГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску специалистами экспертного центра "Движение без опасности" (г. Москва) в рамках проведения всероссийской социальной кампании "Однозначно". Ее главной целью является формирование у участников дорожного движения установки на безопасное поведение на дороге, а также снижение рисков дорожно-транспортных происшествий при пересечении проезжей части, в том числе по нерегулируемым пешеходным переходам.
Дети в этом возрасте могут быть самостоятельными пешеходами, без сопровождения взрослых. Особенностью реагирования на дорожную ситуацию указанной возрастной категории является то, что, зная основы правил дорожного движения, они редко задумываются о возможности развития ситуации по непривычному варианту.
Семинар проводила директор магнитогорской автошколы "Автолайф", преподаватель теоретического курса Евгения Долбина. Теоретический эксперимент "Замеряем время, необходимое пешеходу, для преодоления одной полосы движения", главной задачей ставит оценку безопасных условий при переходе проезжей части дороги. Из условий эксперимента школьники установили, что скорость пешехода, идущего в среднем темпе, составляет примерно 1.4 м/с. То есть за 1 секунду пешеход преодолевает не более полутора метров.
Автомобиль движется значительно быстрее. При помощи формулы дети с педагогом установили, что при разрешенной максимальной скорости в 60 км/ч, за одну секунду автомобиль преодолеет 16.6 метров. То есть автомобиль движется быстрее пешехода примерно в 11 раз! Для того, чтобы они не встретились в одной полосе, автомобиль должен быть на удалении в 11 раз дальше, и это при условии перехода всего одной полосы!
Участники выяснили, что за 1 секунду на скорости 60 км/час автомобиль проезжает более 16 метров, а для полной остановки на такой скорости автомобилю необходимо не менее 60 метров. При этом необходимо учитывать время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы автомобиля. Поэтому детям необходимы знания об остановочном и тормозном пути автомобиля, - считает Евгения Александровна.
На скорости 60 км/ч за 1 секунду автомобиль проезжает 16,6 м/с, в среднем время реакции водителя и тормозной системы составляет 2 секунды, таким образом, за это время автомобиль проедет 32 метра (остановочный путь автомобиля), плюс тормозной путь 28 метров. Получается, что автомобиль проедет как минимум 60 метров до момента полной остановки. А теперь представьте, какие травмы получит пешеход, если на него будет совершен наезд? И какова будет степень тяжести травм, полученных пешеходом, в зависимости от скорости автомобиля?
Евгения Александровна пояcнила: "Есть официальные данные и источники, утверждающие, что автомобилю и водителю со средней реакцией потребуется от двух до трех с половиной секунд до полной остановки при скорости 60 км/ч. И в это время включается не только время полного нажатия на педаль тормоза, но еще и реакция на появление препятствия, а также перенос ноги с педали газа на тормоз. Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения".
Евгения Александровна рассказала, что путь, пройденный автомобилем за время реагирования водителя, зависит от скорости движения и времени, необходимого на:
1. Реакцию водителя (много факторов влияния время переменно (от 0.7 сек. до 1.5 сек)
2. Перенос ноги с газа на тормоз (время стремится к постоянному значению (0.5 сек)
3. Срабатывание тормозной системы (время стремится к постоянному значению (0.5 сек)
Итого: от 1.7 сек. до 2.5 сек или (при начальной скорости 60 км/ч) от 28 м до 41 м автомобиль преодолеет, не снижая скорость, с момента обнаружения опасности до начала замедления.
Преподаватель разъяснила особенности торможения на мокром асфальте, льде и укатанном снеге, обратив внимание, что фактор состояния проезжей части нужно учитывать в первую очередь как водителю, так и пешеходу!
Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.
- 0,7 - сухой асфальт;
- 0,4 - мокрый асфальт;
- 0,2 - укатанный снег;
- 0,1 - гололед.
Подставляя эти данные в формулы, участники семинара получили следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:
- 35,4 метра на мокром асфальте;
- 70,8 - на укатанном снегу;
- 141,6 - на льду.
То есть на льду длина тормозного пути возрастает до 7 раз!
В ходе эксперимента №2 школьники совместно с преподавателем автошколы оценили время приближения автомобиля. Евгения Александровна провела пример расчета времени, необходимого для оценки безопасных условий при переходе многополосной дороги.
"К сожалению, водитель реагирует только на появление пешехода на пешеходном переходе и часто просто не успевает остановиться. Поэтому основная задача всех участников дорожного движения - это обеспечение собственной безопасности" - резюмировала Евгения.
Педагог акцентировала внимание на праве преимущества пешехода при переходе проезжей части дороги по пешеходному переходу. Всегда ли оправдан подобный риск? Ребятам рассказали, что необходимо учитывать факторы риска при движении автомобилей в несколько рядов при одностороннем движении и учитывать, что из-за впереди движущегося автомобиля водитель не может своевременно заметить пешехода. Поэтому на практике так важно понятие остановочного пути автомобиля!
Во второй части урока ребята решали задачи из раздела "Оптика". Учащиеся обсуждали такой важный аспект - как влияние цветовой гаммы и световозвращающих элементов на безопасность пешеходов. О принципах действия светоотражателей рассказали и показали их эффект в действии сотрудники группы пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску. Ребятам рассказали, что использование СВЭ снижает риск стать жертвой ДТП в ДТП в 6-8 раз! Ношение световозвращающих элементов должно стать обязательным для пешеходов! При их наличии водитель заметит пешехода за 150 - 200 метров, против 30 метров - без световозвращателя.
Помимо этого, для обучающихся параллели начальных классов лицея проведены уроки безопасности. Акцент сделан на указанную возрастную категорию, так как дети в возрасте 8-11 лет чаще других становятся участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов. Школьники вместе с инспектором и педагогами просмотрели видеосюжеты с комментариями пострадавших в ДТП детей, определили причины дорожных происшествий и осознали последствия нарушения установленных правил дорожного движения.
В классах начальной школы проведен мониторинг использования световозвращающих элементов.
Надеемся, что знания, полученные на таких уроках, помогут ребятам в жизни предвидеть и избежать опасных ситуаций на дороге.