За последние сто лет мы переживаем вторую смену социально-экономической формации. Первый переход ознаменовался взаимным недоверием между новой властью и интеллигенцией, а затем и вытеснением из страны, "перевоспитанием" в концлагерях, подавлением разными способами носителей прежней культуры. На смену им новая власть, имевшая четкую идеологическую программу, выдвинула когорты деятелей новой культуры, объединенные в союзы писателей, художников, кинематографистов. И тогдашняя власть, как всякая другая, обещала, что советский учитель будет поставлен в условия, в которых не стоял, не стоит и никогда не будет стоять учитель в буржуазном обществе.
При возвращении к капитализму сегодня до концлагерей дело не дошло, но гуманитарии - в том числе и учителя - были вытеснены на периферию общественной и экономической жизни. В ситуации резкого противопоставления ценностей советской системы новым реалиям жизни на первый план вышла социальная составляющая учреждений образования и культуры, позволяющая управлять широкими слоями населения. По отношению к ним власть проводила политику сдерживания социального протеста. Губернатор П. Сумин так озвучивал эту тему: "Лучше содержать учебные заведения, чем тюрьмы". Надо добавить, что это - еще и дешевле.
Потеря единой системы ценностей не могла не отодвинуть в системе образования воспитательную функцию на второй план. Гуманитарные науки, в том числе и педагогика, превратились в технологии управления обществом и манипулирования общественным сознанием. Вернее, технологии управления - обнажились. На первый план вышло не кого воспитывать, а - как.
Переход от идеологии однополярного мира к многополярному проявил в России идею национального государства. Для отстаивания его интересов понадобились защитники, что в свою очередь определило заказ на воспитание патриотизма. И гуманитарии впервые в постсоветскую эпоху получили конкретный заказ, а значит - надежду на финансирование. При этом надо четко осознавать, государство лишнего не платит. Потому набирает обороты процесс оптимизации системы образования, учреждения системы образования начинают конкурировать друг с другом, отстаивать свои права и в отношениях с корпорацией "государство". В этих условиях резко возрастает роль управленческой команды учебных заведений. Государство же рассматривает учреждения образования и культуры не как систему воспитания и образования собственного народа, а как систему подрядных организаций, которым оно предлагает выполнить заказ, соответствующий сиюминутной необходимости. И ему неважно, какой статус - государственный или частный - имеет учебное заведение. Частное учебное заведение в этой ситуации для государства дешевле и ответственности у государства меньше.
Сегодня новое российское государство приобретает все более четкие очертания. Это вносит ясность требований и в гуманитарную сферу. Система образования начинает подстраиваться под новые задачи. Особое место в ней занимает высшее образование. Завершение процесса оптимизации высшей школы проектом государственной программы намечено на 2017 год. Дай бог, чтобы он был мирным.