Когда-то в России уже существовал внебюджетный дорожный фонд. Эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, была значительно выше, чем в последующие годы.
Так, например, в сложные девяностые годы автомобильных дорог в России вводилось 6-7 тысяч километров в год, в то время как сегодня - около двух тысяч километров автотрасс в регионах и около 400 километров федеральных магистралей. Обусловлено это, прежде всего тем, что деятельность дорожного фонда была привязана к логике строительного процесса, который чаще всего не может быть ограничен рамками одного года. К тому же в процессе реализации проектов необходимо вносить в них изменения, что при консолидированном бюджете сделать очень сложно.
С отменой в 2002 году дорожных фондов регионы столкнулись с множеством проблем - бюрократические проволочки привели к смещению начала финансирования работ к концу года. Более того, закон запрещал перенос неосвоенных средств на следующий год с обязательным возвратом их в бюджет, что влекло за собой сокращение финансирования в последующем. Таким образом, упразднение дорожных фондов привело к тому, что эффективность освоения средств резко снизилась.
С 2000 по 2009 год доля расходов на дорожное хозяйство в суммарном валовом внутреннем и региональном продукте сократилась с 1,6 процента до 0,7 процента или в 2,4 раза.
Челябинская область, в отличие от других регионов, после отмены Федерального дорожного фонда приняла закон Челябинской области "О порядке образования и использования средств областного целевого бюджетного дорожного фонда". Данный закон был принят 19 июня 2001 года и утратил силу 1 января 2005 года, но благодаря ему удалось поддержать финансирование дорожной отрасли на том же уровне в эти годы, что и в период действия Федерального дорожного фонда. Самым тяжелым для дорожников стал кризисный 2009 год, когда общий объем финансирования дорожного хозяйства был сокращен более чем в три раза. Примерно такая же сумма выделялась на дорожное хозяйство области десять лет назад - в 1999 году.
Начиная с 2002 года вся дорожная общественность, возглавляемая Рос-автодором, при поддержке губернаторов, профессиональных ассоциаций, Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям боролась за возрождение дорожных фондов.
В результате 6 апреля 2011 года принят федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 68-ФЗ, в котором предусмотрено создание дорожных фондов. К дорожным фондам относится как Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации, так и муниципальные дорожные фонды. Согласно закону решение о создании дорожного фонда субъекта РФ должно быть принято региональным законом не позднее 1 января 2012 года.
В нашей области по распоряжению губернатора создана рабочая группа по разработке законопроекта "О дорожном фонде Челябинской области". Предполагается, что объем дорожного фонда утверждается законом о бюджете Челябинской области на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее суммы установленного настоящим законом базового объема бюджетных ассигнований. Но данная сумма будет скорректирована на коэффициент инфляции и прогнозируемого объема доходов бюджета Челябинской области от: транспортного налога в размере 100 процентов доходов, в том числе пеней и штрафов за неуплату указанных сумм транспортного налога; акцизов на автомобильный бензин, подлежащих зачислению в бюджет Челябинской области; доход от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог; госпошлины за разрешение на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов и так далее.
Пока предусмотренный законодательством базовый объем бюджетных ассигнований дорожного фонда области в три раза ниже финансового объема средств, выделенных на дорожную отрасль в 2011 году. Но перед рабочей группой поставлена задача по поиску дополнительных источников наполнения дорожного фонда, так как администрациям субъектов Федерации представлено право увеличивать объем средств за счет иных отчислений. Более того, согласно поправке, предложенной Комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям, если ее примут депутаты, будет закреплен и источник финансирования муниципальных дорожных фондов. Возможно, что им станет земельный налог. В настоящее время эта поправка направлена на рассмотрение в Минтранс.
Ожидается, что возобновление действия дорожных фондов и выделение закрепленных источников формирования приведет к существенному повышению эффективности расходования средств, так как повысится маневренность распоряжения ими и возможность использования остатков средств текущего года в будущем периоде.
Средства дорожного фонда Челябинской области будут направлены на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения. Также средства могут направляться на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам дорожной деятельности в отношении собственных автомобильных дорог.
Несмотря на то, что в последние годы мы видим большие финансовые вложения в ремонт и реконструкцию дорог - нерешенных вопросов осталось еще много. В нашей области еще много автомобильных дорог, которые не отвечают нормативным требованиям. И если дороги регионального значения за последние годы ремонтировались, то автомобильным дорогам сельских поселений стали уделять внимание только в последние два года. Создание дорожных фондов позитивно скажется на развитии дорожной отрасли, сообщила пресс-служба Законодательного собрания Челябинской области.



