По словам антимонопольщиков, 94-й закон, регулирующий порядок закупок для государственных и муниципальных нужд, вступил в силу три с половиной года назад.
За это время он менялся 13 раз. В условиях кризиса спрос на муниципальные заказы возрос особенно сильно: деньги для предпринимателей здесь гарантированы. В то же время ежегодно увеличивается и количество жалоб со стороны последних. Так, в 2006 году на область их было 98, в прошлом году эта цифра выросла до 346. Далеко не каждая удовлетворяется. Однако тенденция налицо: либо предприниматели просто так попытались получше разобраться в своих правах, либо некоторые муниципальные предприятия ведут не совсем честную игру. Ситуацию разъяснили в Челябинском управлении федеральной антимонопольной службы. Здесь считают, что нарушения допускают все без исключения, отмечает газета "Челябинский рабочий".
- Часто встречается ничем не прикрытый обман со стороны заказчика, - говорит заместитель руководителя управления Наталья Сапрыкина. - Например, в Усть-Катаве одно образовательное учреждение разместило заказ стоимостью в полтора миллиона рублей на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации. Претендент должен был в течение трех дней после контракта выполнить проект. То есть получить заключение Главгосэкспертизы, которое может выдаваться в течение 45 дней, и все смонтировать. Изначально заявились 17 претендентов. Остался один. К его заявке уже было приложено необходимое заключение. Датировано за неделю до объявления аукциона. Победа была предопределена.
В другом случае ситуация дошла до абсурда. Одно государственное предприятие проводило аукцион на оказание автотранспортных услуг для своей медсанчасти. Было двое претендентов. Один из них - индивидуальный предприниматель. Ему отказали только потому, что он не предоставил доверенность на самого себя.
По данным УФАС, отличилась и администрация Магнитогорска. Здесь разместили муниципальный заказ на доработку многофункционального центра, который надо было срочно открывать. Цена вопроса - восемь миллионов рублей. За три дня надо было сделать ремонт на площади 163 квадратных метра: поменять канализацию, отопление, оконные блоки, вентиляцию. Пожаловавшийся в УФАС предприниматель заявил, что только качественная стяжка полов должна готовиться около недели.
Однако бывает, что хитрят и претенденты. Основная проблема - ценовые сговоры. Особенно это ярко выражено на строительном рынке. Фирмы просто видят на официальных сайтах, кто допущен к аукциону. И тут начинаются переговоры.
- Недавно мы возбудили такое дело, - рассказывает Наталья Сапрыкина. - Когда проводился аукцион в одном из университетов, было допущено несколько компаний. Представитель одной из них обратился с предложением к другой. Мол, мы не идем на аукцион, а ты нам выплачиваешь деньги. В данной ситуации хорошо сработали сотрудники ГУВД. Сейчас участникам сговора - ООО "CK "Империя", ООО "Фенстер" и ООО "Стройпромсервис" - грозят штрафы от одного до 15 процентов от выручки за прошлый год. На нашей практике такой процесс идет впервые.
По словам специалистов, минимизировать сговоры помогут электронные аукционы. Уже разработан механизм, появились три электронные площадки для торгов. В режиме он-лайн претенденты торгуются. Это намного быстрее обычного аукциона, на который уходит от 30 до 45 дней. С новыми технологиями сроки могут быть снижены в два раза. Чтобы ввести этот механизм, нужны только аппараты для электронно-цифровой подписи. В УФАС говорят, что за этим будущее торгов.