Перед отправкой в армию двое молодых друзей по совету старшего, видавшего виды родственника решают проверить на прочность чувства своих подруг. Переодетые и неузнанные, они заново знакомятся с девушками, причем меняются ими. Невесты не сразу, но сдаются "новым" возлюбленным. Самое время женихам отвергнуть неверных подруг, но все тот же родственник отговаривает: они сами затеяли игру, а от игры до жизни большое расстояние. "Так поступают все женщины", - заверяет он их. То же говорили и австрийцы в восемнадцатом веке, пересказывая скандальную историю с тем же сюжетом, в действительности произошедшую в Вене. Так же назвал свою оперу на этот сюжет Моцарт, написавший ее по заказу императора. И хотя она выдержала всего несколько представлений, ее продолжают исполнять и в XXI веке. Зальцбургский фестиваль представил ее с Венским филармоническим оркестром и дирижером Адамом Фишером в 2006 году, а на этой неделе цифровую киноверсию ценители оперы увидят в кинотеатре с джазовой душой.
Трудно сказать, какая версия одной и той же пьесы Бомарше более популярна - драматическая "Безумный день, или Женитьба Фигаро", идущая на подмостках нашей "драмы", или моцартовская "Свадьба Фигаро". Но о дистанции между игрой и жизнью говорят и актеры Магнитогорского драматического театра. Игоря Панова ввели в "Женитьбу" года три назад, и первой задачей было вписаться в образ Фигаро, выстроенный его предшественником Андреем Бердниковым, а потом развивать его в соответствии со своим характером.
- Когда исполняю Фигаро - совмещаю себя с ним, - признается артист. - Трудно только влезть в его шкуру, когда он вместо того чтобы прямо объясниться с графом, высказаться в лицо - изъясняется обиняками, намеками. Почему так поступает - понимаю: феодализм - это вам не демократия, могут и поколотить. Просто не бывал в ситуациях, когда нельзя и пикнуть перед боссом. А ведь граф прежде говорил о дружбе. Должно быть, Фигаро от этого еще горше: тут не о самодурстве речь, а о предательстве.
Но все эти острохарактерные персонажи, считает Игорь Панов, живут только на сцене. У артиста есть право быть незаметным за пределами театра. Сам он к этому и стремится. Никогда не отказывается от откровенного разговора со зрителями, задающими вопросы на его страничке ВКонтакте, но в остальном - у игры и жизни должна быть дистанция.
И в этой дистанции - разгадка, поэтому название оперы Моцарта о двух парах влюбленных часто переводят: "Так поступают все". Судя по жизнелюбивой музыке австрийского композитора, все эти "поступки" - только розыгрыш, не имеющий к реальности никакого отношения.



