Угроза для россиян
Рост преступности мигрантов был спровоцирован экономическим кризисом. С таким заявлением в конце прошлого года выступил глава следственного комитета тогда еще при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Гастарбайтеры переходят на нелегальное положение, объединяются в группы, создают банды для нападений и хищения имущества. По данным следственного комитета, в прошлом году 36 тысяч иностранцев совершили 54 тысячи преступлений. Большая часть из них на счету представителей республик бывшего СССР - 81 процент. Каждое третье преступление в Москве совершается нелегальными мигрантами. "Если сейчас не принять конкретные меры по исправлению этих негативных тенденций, то ситуация в скором времени может выйти из-под контроля. И над безопасностью российских граждан нависнет серьезная угроза", - убежден А. Бастрыкин. По мнению МВД и ФМС, вклад гастарбайтеров в общую статистику преступности в целом по России невелик - не превышает трех-четырех процентов, и год от года показатели снижаются. Так, за 2009 год в стране зарегистрировано более 2,99 млн. преступлений, из них 58 тысяч - совершенных иностранцами. Если сравнить данные последних двух лет, то преступность среди иноземцев действительно пошла на убыль: на четыре тысячи случаев меньше.
Среди тех, кто пересекает границу России, немало преступников, которые спасаются от уголовного преследования за деяния, совершенные на родине. Так, на днях прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа приняла решение об экстрадиции в Узбекистан гражданина Таджикистана, обвиняемого в совершении убийства с особой жестокостью. Он был объявлен в международный розыск, но задержать его смогли лишь через десять лет.
В Магнитке нет официальной статистики, которая бы фиксировала показатели преступности среди законных и незаконных мигрантов. Но частота судебных процессов с участием иностранцев свидетельствует: не обошла сия проблема и город металлургов. Назовем лишь самые резонансные и жестокие случаи насилия. Несколько лет назад постоянная сессия Челябинского областного суда вынесла приговор в отношении незаконных мигрантов из Таджикистана, которые заманивали в съемную квартиру двенадцатилетних девчушек и изощ-ренно насиловали. В 2003 году два гражданина Казахстана насмерть забили мужчину и его соседку. Заметая следы, подожгли квартиру и открыли газ. Лишь по чистой случайности подъезд не взлетел на воздух.
15 лет лишения свободы получил Джамшид Убайдов, убив двух пожилых людей. Душегуб расправился со стариками на глазах у детей сожительницы и под страхом смерти заставил двенадцатилетнего мальчика топить мертвеца в реке.
От рук бывших союзных "братишек" страдают не только россияне. Магнитка стала городом, в котором они сводят между собой кровавые счеты. Несколько лет назад гражданин Киргизии некий Селим убил двух соплеменников. На суде заявил, что отомстил "кровникам" за обиду: одному отрезал нос, другому - отсек голову, утопив части тела в Урале.
Кроме правового аспекта, преступления нелегалов имеют и финансовую сторону. Работа уголовного розыска, судебные процессы, оплата переводчиков - оказавшись за решеткой, они тут же забывают русский язык и требуют за государственные деньги толмача. Приплюсуйте сюда оплату адвокатов, труд которых тоже оплачивает государство, а также последующее содержание в колониях и тюрьмах. Все это выливается России в копеечку.
Криминальный костер
Девятого февраля прошлого года на заснеженной трассе недалеко от поселка Тайсара Верхнеуральского района обнаружили остов сгоревшей "шестерки". "Доказательства" криминального поджога покоились в покореженном салоне: обуглившиеся останки двух человек.
Через пять дней в кабинете следователя двое подозреваемых писали явку с повинной. Вычислить их не составило большого труда, сложнее было отыскать лежбище, где они скрывались: частную квартиру в Магнитогорске.
Установить имена тех, кто мог быть причастен к преступлению, помогли родственники потерпевших. Сын одного из потерпевших, Реджепова, рассказал, что в последний раз видел отца накануне исчезновения. Родитель поехал в поселок к знакомому Курбану. Знал он его не больше недели, но по достоинству оценил деловые качества молодого человека. По просьбе Реджепова он несколько раз ухитрялся под честное слово брать у сельчан туши скота на реализацию. Перепродажа мяса принесла Реджепову неплохую прибыль.
Курбан обосновался в Тайсаре два года назад, однако "пришлый" сумел завоевать доверие, проявив деловую хватку. Но талантливый скупщик больше не желал работать "авансом", заявив, что крестьяне отказываются отдавать туши без предварительной оплаты. Убедившись в честности парня, Реджепов отсчитал Курбану 60 тысяч рублей на приобретение очередной партии мяса. Деньги отдавал при свидетелях - в доме у приятеля Сарыева, который в тот день принимал гостей-соплеменников.
Прошло несколько дней, но Курбан как в воду канул: не приезжал, не звонил, его сотовый был вне зоны доступа. Реджепов места себе не находил, проклинал себя за доверчивость и был уверен, что Курбан обманул. Но, к его великой радости, закупщик объявился. Позвонил на сотовый и сообщил, что потратил-де все 60 тысяч Реджеповых денег, завалив сарай мясом. От сельчан, желающих реализовать туши, не выезжая в город, отбою нет. В долг, под реализацию, не отдают - деньги требуют. Если Реджепов желает еще прикупить говядины, пусть везет деньги. И хорошо, если бы он приехал с Сарыевым.
Сын Реджепова точно знал: собравшись к Курбану, отец взял больше ста тысяч рублей. Их возвращения ждали к вечеру, но мужчины так и не вернулись. Семья оборвала телефоны, однако сотовые и Реджепова, и Сарыева были отключены. Утром родственники отправились в поселок, разыскали дом Курбана, но на двери висел амбарный замок. По дороге в город они встретили милиционеров. Остановив стражей, рассказали, что ищут "потеряшек", которые сутки назад уехали в поселок на белой "шестерке". Стражи оповестили, что на обочине трассы только что осмотрели сгоревшие "Жигули" с двумя трупами в салоне.
Сын Реджепова опознал останки отца...
В условиях очевидности
К родному дяде в Магнитогорск Курбан приехал из Казахстана. Поначалу жил в городе, потом перебрался в его поселковый домик. Родственник не нарадовался на племянника: парень и магазин помогал строить, и за домом присматривал. Краем уха он слышал, что на родине он зарабатывал перепродажей мяса и задолжал 170 тысяч рублей. Видимо, долги заставили Курбана бежать на чужбину.
Ничего худого за родственником дядя не замечал. Из друзей-приятелей вспомнил лишь 25-летнего выходца из Киргизии Фурката.
…Милиция меж тем уже разыскивала Курбана. Пришли к Фуркату, но дружка дома тоже не оказалось. Опросили людей, нашли свидетеля, который вспомнил: в тот вечер, когда запылали "Жигули", Курбан приезжал к соседу за бензином. В семь вечера он взял канистру с горючим, а через два часа вернул пустую тару.
Нашли очевидцев, которые видели, как вечером Курбана и Фурката увезла машина с шашечками на крыше. Отыскали частного извозчика, который подтвердил: он действительно был в поселке. Позвонил его шапочный знакомый Курбан, просил отвезти в город. Когда молодые люди сели в салон, от них несло гарью. По дороге Курбан просил притормозить у торгового центра. Из магазина вернулся с пакетом продуктов и спиртного. Дружков он отвез в город.
Железная жестокость
Беглецов взяли на съемной квартире. Там же нашли целый пакет улик, и Курбан вынужден был написать явку с повинной. Он признался, что загодя придумал, как избавиться от человека, которому задолжал 60 тысяч рублей. По телефону сообщил он Реджепову, что заказ выполнен, но есть возможность купить больше. Назначил время встречи. Предварительно посвятил в планы единственного приятеля Фурката и просил того помочь разделаться с людьми, которые якобы задолжали ему. К приезду коммерсантов приготовил он две железные трубы. С Фуркатом условились, что сигналом к нападению должна стать фраза на узбекском языке.
К полудню к дому подкатили "Жигули". Курбан встретил партнеров на крыльце. Первым зашел Реджепов. Наклонившись, стал разуваться. В этот момент Курбан крикнул: "Фуркат, бей!" И дружок с силой ударил трубой по голове несчастного. Второй удар пришелся по лицу. Боясь, что криком Реджепов спугнет Сарыева, Курбан подскочил и добил человека, озверело дробя металлом кости кредитора. Они мигом перетащили тело в комнату, и Курбан силой втолкнул в прихожую Сарыева. С ним разделались с таким же проворством и жестокостью: Курбан раз пять ударил по затылку, размозжив человеку череп. Трубой он орудовал, как заправский мясник.
На полу растекались лужи крови, мужчины не подавали признаков жизни. Но изверги перестраховались: закрутили и связали руки на случай, если жертвы вдруг очухаются и убегут.
Закончив грязное дело, Курбан обшарил карманы убиенных: вытащил сотовые, паспорт, права, деньги. Чтобы "Жигули" не мозолили глаза соседям, Курбан, выдернув из холодных пальцев Сарыева ключи от машины, отогнал автомобиль на окраину поселка. В его отсутствие Фуркат методично уничтожал следы преступления: железные трубы забросил на крышу гаража. Крови было так много, что пришлось вместо тряпок использовать простыни, которые потом сложили в мешки и оттащили в сарай. Кровавую одежду подельники спрятали в шифоньере. Трупы притащили в прихожую, уложив на целлофан.
Кровь смыли в бане
Курбан вызвал такси, съездили в город, купили на рынке обновки. К шести вечера убийцы вернулись в поселок. Трупы решил вывезти на трассу и сжечь. Для этих целей Курбан привлек приятелей, соседей, каждый из которых бросил свою соломинку в костер преступления. Один довез Курбана до бесхозных "Жигулей" и довольствовался объяснением, что машину он конфисковал у "должников".
Спровадив приятелей, с подельником Фуркатом он грузит трупы на заднее сиденье и вывозит за поселок. Мимоходом заезжает к сельчанину за канистрой бензина. На трассе Верхнеуральск-Смеловск, старенькие "Жигули" застревают в сугробе. Опять пришлось звать на помощь приятелей. Те как по команде беспрекословно выполняют подозрительные просьбы Курбана. Чтобы вытащить "шестерку", один из них садится за руль, но странным образом не замечает страшного груза на заднем сиденье. Вызволив машину из снежного плена, приятели как хвостики едут следом за Курбаном. Узнав, что тот собирается спалить "Жигули" "должников", просят разрешения забрать запчасти и перегружают в багажник своего авто запасное колесо, домкрат, не пропускают даже такую мелочь, как ароматизатор. Заключается негласный сговор: молчание в обмен на чужое. С молчаливого согласия приятелей совершается преступление - уничтожается чужое имущество. Дружки спокойно наблюдают за тем, как Курбан обливает бензином обшивку, какой-то груз на заднем сиденье и бросает спичку. Автомобиль вспыхивает, и в следующее мгновение раздается взрыв: столб огня освещает снежную пустыню…
Курбан платит приятелю за автомобильное сопровождение тысячу сто десять рублей и просит вернуть канистру доброму соседу. Рядом с домом Курбана ждет другой приятель - таксист.
Он везет Курбана и Фурката в город, в баню. Отмывшись от крови, дружки расслабились, заказав "на десерт" девушек по вызову.
Пакет улик
Задержали подельников на съемной квартире. Здесь же нашли пакет с документами убиенных ими людей.
Во время следствия Курбан, сознавшись в убийстве, захлюздил, не признавая себя виновным в хищении документов и денег потерпевших. По его словам, имущество он "не похищал, а забрал, чтобы передать родственникам потерпевших либо сотрудникам правоохранительных органов".
Приговорили Курбана к 21 году лишения свободы, подельнику Фуркату назначили 18 лет в колонии строгого режима. В счет компенсации морального вреда, который заявила сестра Сарыева, с убийц будет взыскано 900 тысяч рублей.
Фамилии потерпевших изменены. Автор благодарит постоянную сессию Челябинского областного суда за предоставленный материал.