Пенсионерка Дина обратилась с иском о признании договора купли-продажи недействительным. Речь шла о её собственности - комнате в одном из домов по улице Бехтерева.
В суде пенсионерка изложила суть дела. Три года назад к ней обратилась 34-летняя знакомая Лилия. Её семья, в которой было двое детишек, проживала в одном из посёлков Абзелиловского района. Лиля просила помочь ей получить деньги по материнскому сертификату. Напомним, что федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусматривает целевое использование материнского капитала: на улучшение жилищных условий, получение ребёнком образования, формирование накопительной пенсии для женщин.
Лилия, в обход закона, придумала мошенническую схему получения денег и убедила пенсионерку, что благодетельница Дина ничем не рискует. Она продаст семье свою комнату, получит и передаст средства материнского капитала Лилии. Вся процедура будет формальной, бумажной. Семья в город ехать не собирается, деньги нужны, чтобы построить в родном посёлке дом. После этого семейство выпишется из комнаты. Дина согласилась.
Однако дело оказалось хлопотным и долгим. Пришлось выделять в квартире доли всем членам семейства. Наконец, все бумаги были готовы, семья стала владелицей комнаты, а Дина, получив деньги материнского капитала, почти 388 тысяч, передала их Лилии.
Прошло три года, за всё это время "благодетельница" Лилию в глаза не видела. По документам жильё, в котором пенсионерка прожила более 30 лет, перестало быть её собственностью. Что самое обидное, резко подскочила квартплата - Дина вынуждена была оплачивать коммунальные услуги за четверых чужих людей.
Доказывая правдивость своих слов, пенсионерка предоставила суду бумаги, подтверждающие, что из квартиры она не выезжала, лицевой счёт по-прежнему оформлен на её имя. Дина просила признать договор недействительным, прекратить право собственности Лилии и её домочадцев на доли в квартире и взыскать с обманщицы государственные деньги.
Суд, исследуя материалы дела, интересовался, была ли расписка, подтверждающая, что пенсионерка передала деньги Лилии. Дина ответила, что положилась на порядочность знакомых. Ответчики подтвердили, деньги от Дины они получили. На вопрос, откуда взялась солидная сумма, Лилия, не моргнув глазом, ответила: "Не знаю".
Её супруг всю ответственность за махинации с материнским капиталом спихнул на жену. Он-де вообще считал, что деньги благоверная взяла в банке. Потом признался, что на эти средства они построили дом. Сейчас якобы заняты оформлением документов.
Зачем же было огород городить, обманывать государство, если надо было просто оформить документы на строительство дома. Хозяин ответил, что документов на земельный участок и бабушкин дом-развалюшку, которую они отстроили заново, не было. Сейчас они занялись сбором злосчастных бумаг.
Суд удовлетворил иск пенсионерки, тем более что Дина предоставила пакет документов. Кроме того, истица и ответчики подтвердили злой умысел и признались в получении денег. Сделка, как того и хотела Дина, была признана недействительной. Следовательно, каждая из сторон обязана возвратить другой всё, что получила. Все члены семьи были лишены права собственности на комнату. Дина стала единоличной хозяйкой родной недвижимости. Поскольку деньги от Пенсионного фонда получала она, то ей и возвращать материнский капитал. Суд решил: взыскать с Дины в пользу Пенсионного фонда без малого 388 тысяч рублей. Пенсионерка с решением не согласилась, полагая, что взыскивать сумму следует с семьи Лилии, и обратилась с жалобой в вышестоящую инстанцию.
Дело, связанное с махинациями средств материнского капитала, далеко не единственное в Магнитке. Три года назад СМИ писали о мошенничестве с сертификатом. Молодая женщина, откликнувшись на просьбу подруги помочь обналичить средства материнского капитала, лишилась квартиры. Дело рассматривали в рамках уголовного законодательства. Обладательница сертификата пообещала подружке 50 тысяч рублей. Легковерная квартиру продала, но денег не получила. Более того, оборотистая подружка, став владелицей недвижимости, пустила квартиру с молотка. Суд приговорил мошенницу к трём года условного срока.
Другая дама пыталась получить средства по материнскому сертификату, скрыв, что была лишена родительских прав. Суд приговорил женщину к двум годам условного срока наказания.