В начале 2017 года законопроект, накладывающий за нарушение нормы 2.7 ПДД штраф 5000 рублей, был принят Госдумой в первом чтении. Ожидается, что второе чтение, которое состоится в конце ноября, закрепит эту санкцию в КоАП в новой статье 12.38, однако и эта мера может оказаться не единственной.
"Опасное вождение" - это неоднократные действия водителя, связанные с нарушением ПДД, которые приводят к опасности для движения и влекут за собой угрозу гибели или ранения людей. Прежде всего это касается невыполнения требования уступить дорогу, перестроения при интенсивном движении, несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдения бокового интервала, резкого торможения и препятствования обгону.
Как же будет караться "опасное вождение" после внесения в КоАП статьи 12.38? Этот вопрос уже давно обсуждают в экспертной среде.
"За последние годы проделана большая социальная работа по разъяснению всех аспектов агрессивного вождения, и это даёт результаты, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. - В целом около 70 процентов водителей высказались на сайте в поддержку введения определения опасного вождения в ПДД, и мы считаем, что ответственность, которая будет в ближайшем времени зафиксирована в КоАП, должна быть достаточной для того, чтобы у водителей с девиантным поведением не возникало даже желания выезжать на дорогу".
Некоторые общественники полагают, что административного наказания для лихачей недостаточно. Такого мнения, например, придерживается редактор журнала "За рулём" Сергей Смирнов, который считает одобренный в первом чтении штраф за опасное вождение в размере пяти тысяч рублей "реформой ради реформы": "Опасное вождение - это вождение, когда есть угроза жизни или здоровью. Наказание за серьёзное нарушение должно тоже быть серьёзным. Как минимум лишение прав. А может, и уголовная ответственность. Те нарушители, которые идут на такое нарушение, - спокойно заплатят штраф. И то только в том случае, если их поймают".
Председатель общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин заявил, что идти по примеру Великобритании, где факт опасного вождения карается уголовной ответственностью вплоть до двух лет тюремного заключения, в России преждевременно: в Соединённом Королевстве эта практика оттачивалась годами: "Мы к такому пока точно не готовы".
В числе противников уголовной ответственности выступает и первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов.
Вариант "серьёзной и жёсткой" ответственности предложил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов. "80 процентов случаев опасного вождения заканчиваются смертельным исходом. Риски, которые создают нарушители, крайне высоки.
Предлагаем наделить сотрудников ГИБДД правом на месте отнимать документ на управление транспортным средством на срок не менее шести месяцев. И второе. Необходимо увеличить штрафные санкции для водителя. И привязать размер штрафа к стоимости автомобиля. Определить эту стоимость достаточно просто: это либо через КАСКО, либо через те справочники, которыми пользуются таможенные органы".
Кроме проблемы наказания за опасное вождение, Госдуме предстоит утвердить и доказательную базу, которая будет считаться легитимной при судебных разбирательствах.
"С одной стороны, на руках у жителей Российской Федерации около 60-70-ти видов различных смартфонов, которые могут в высоком качестве снимать видео, обеспечивая геопозицию и гарантию того, что этот материал не был изменён, - считает Министр связи РФ Николай Никифоров. - С другой стороны, есть большое количество разнообразных видеорегистраторов, установленных непосредственно в автомобилях, которые не обладают таким набором функций. Какие бы материалы не предоставляли в судах, сотрудникам ГИБДД в регионах придётся отстаивать легитимность и юридическую доказательность той цифровой базы, которая была представлена в качестве доказательства по административному и тем более уголовному делам. Считаю, что на начальном этапе мы точно готовы использовать материалы там, где можем точно идентифицировать автора, место нарушения и гарантировать неизменность этих материалов. Сегодня мы полностью готовы это сделать на основе смартфонов. Но ответ на вопрос, сможем ли мы использовать все данные видеорегистраторов, ответ, скорее, нет".
Для упрощения понимания водителями самой формулировки "опасного вождения" Игорь Шувалов инициировал создание интернет-ресурса с видеозаписями примеров опасного вождения и приёмом комментариев от граждан - опасноевождение.рф - и обратил внимание на опыт "народных инспекторов" Татарстана - пользователей системы "Народный инспектор", которая в 2016 году помогла властям региона наложить около 37000 штрафов на 48,9 млн. рублей.
Запуск приложения "Народный инспектор" на территории РФ обсудили на заседании правительства страны. Большинство экспертов поддержали эту идею. Со стороны правительства планируется потратить за три года более 2,5 млрд. рублей на создание соответствующей инфраструктуры. Но с учётом того, что "народный инспектор" будет, в том числе, помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты. Планируется, что приложение заработает в полную силу через год, после соответствующей обкатки, которая сейчас проходит в Москве и Казани.
Напомним, что с текстом законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы РФ.