Портрет преступности
Согласно статистике, цифры преступлений против половой неприкосновенности снижаются год от года. В 2009 в России зафиксировано 5398 изнасилований - на 11 процентов меньше, чем в прошлом. Местные показатели также свидетельствуют о снижении преступлений этой категории: в 2002 году в Магнитке произошло 29 случаев, в 2003-м - 22. Показатели последних трех лет выглядят следующим образом: в 2007-м - 12, в 2008-м наблюдался "насильственный" всплеск: 25 преступлений, в прошлом году произошло снижение на 64 процента - всего девять случаев, с начала нынешнего года-два. Согласитесь, для города с населением более 400 тысяч относительно низкие цифры. Однако специалисты полагают: данные отражают лишь видимую часть айсберга, поскольку изнасилования - наиболее латентный вид преступлений. Анонимные опросы подтверждают эту точку зрения, согласно которым лишь пять процентов пострадавших обращаются в милицию. Американские ученые называют соотношение сто к одному. Из сотни преступлений лишь одно становится предметом судебного разбирательства. Причин латентности несколько: неслыханная доселе вольность нравов, нежелание огласки, угрозы со стороны насильников. Мало кого привлечет и перспектива разбора интимных подробностей в кабинете следователя. Повторная душевная экзекуция ожидает пострадавшую и в зале суда.
Анализ статистики позволил специалистам вывести некую закономерность, которая касается как обстоятельств совершения преступления, так и поведения жертвы и насильника. Выводы ученых - вне ментальности стран и народов. Как правило, преступники - молодые люди до 30 лет, почти 80 процентов пошли на преступление в пьяном угаре. Большинство склонны к садизму, агрессивности, у многих выявлено расстройство личности. Воспитывались насильники либо в неполных, либо асоциальных семьях. Сексуальный опыт приобрели в юном возрасте, к женщинам и браку относятся отрицательно. Типичный портрет насильника, составленный криминологами, почти совпадает с образом конкретного преступника, приговор которому недавно был оглашен судом Орджоникидзевского района.
Нож у горла
Насилие Денис Тагирович совершил в 28 лет, пробыв на свободе всего четыре месяца: семь лет отсидел за разбой. Образование среднее, холост, работал слесарем на одном из промышленных предприятий города.
События произошли в марте прошлого года. В четыре часа дня 17-летние Лида и Татьяна наслаждались жизнью в летнем кафе городского поселка. Юные, ярко наряженные красавицы потягивали дешевое вино и были совершенно счастливы, ловя на себе взгляды молодых людей. Два парня, сидевшие за соседним столиком, проявили к ним особый интерес, один даже пригласил девушек влиться в компанию. Девушки благоразумно отказались, допили спиртное, не торопясь, направились к Лидочкиному дому. Общительный парень увязался за ними.
Соседка из природного любопытства наблюдала за троицей. Видела, как подъехал автомобиль, за рулем которого был отец Тани. Он потребовал, чтобы дочь немедленно села в машину. Девушка не посмела ослушаться и в сердцах хлопнула дверцей автомобиля. Лида и незнакомец направились в павильон, купили баклажку пива, за разговорами опорожнили почти половину, а потом пошли в сторону автобазы.
По прошествии времени Лида так описывала дальнейшие события. Денис, сославшись на то, что сильно захмелел, попросил проводить до остановки. Над городом сгущалась темнота, редкие машины освещали пустынное шоссе. Денис как-то нехорошо посмотрел на Лидочку, предложил спуститься с насыпи: есть-де у него к ней важный разговор. Девичье сердечко сжалось, хмель мгновенно улетучился, Лида наотрез отказалась уединяться. Денис, схватив за куртку, рывком притянул к себе и приставил нож к горлу. Почувствовав холод стали, Лидочка закричала, но на шоссе не было ни души. Вцепившись в куртку, он подтолкнул ее к тропинке, ведущей с насыпи вниз, повел в сторону садов "Калибровщик". Сбросив маску милого парня, он металлическим голосом приказал достать и выключить сотовый. Когда экран погас, Денис выхватил телефон. Боясь, что жертва ускользнет, он, держа нож у горла, вел Лиду по ухабам и рытвинам. Девушка пыталась выхватить лезвие, схватилась за острие. Но хмельной подонок лишь крепче сжал нож, и Лида едва не лишилась пальца. Увидев полуразвалившийся садовый домик, Денис резко развернул девушку к себе лицом. Чувствуя приближение смерти, она закричала: "Помогите!" Размазывая слезы по щекам, стала умолять отпустить, на полуслове вдруг задохнулась от дикой боли: удар лезвия пришелся в грудь…
Ветви деревьев растворились в темноте, обмякшее тело опустилось на землю. Очнулась Лида от боли в ушах. Дыша перегаром в лицо, Денис снимал золотые сережки. Лидочка лежала, не шелохнувшись, надеясь, что грабитель, подумав, что она мертва, уйдет восвояси. Но хитрый зек на уловку не попался. Со знанием дела приложил пальцы к шее и, почувствовав пульсирующую жилку, стал тянуть за руку. Рывком поднял с земли и грубо толкнул по направлению к развалюхе. Зажав кровоточащую рану, Лида покорно побрела к домику.
Оказавшись внутри, Денис подвел к окну, стал стягивать с нее одежду. Лида рыдала, умоляла пощадить, просила вызвать скорую помощь, но в ответ слышала лишь громкое сопение. Вдруг с улицы раздался окрик: "Кто здесь?" Денис в испуге зажал Лидочке рот, но насилие не прекратил. Она молила небеса, чтобы тот, неизвестный, осмелился переступить порог.
В апреле в садах еще нет дачников, но в двадцати метрах от развалюхи в домике жила семья с тремя ребятишками. В темноте они услышали женский крик, вышли на улицу, приблизились к заброшенному строению. Хозяин крикнул, но ответа не последовало. "Зайти в домик мы не решились, - свидетельствовали позже хозяева. - Более ничего подозрительного не слышали, не видели".
…Застегивая штаны, Денис приказал Лиде одеться, дотащил ее до остановки и преспокойно уехал на маршрутном такси.
Отец-сыщик
В документах судебно-медицинской экспертизы перечислены ранения, нанесенные потерпевшей острым предметом: на шее три пореза. Девушке повезло: не были задеты крупные кровеносные сосуды. Ранение грудной клетки, задевшее легкое, отнесено к тяжкому, опасному для жизни. "Это просто чудо, что она смогла добраться до дома", - говорит старший следователь Орджоникидзевского межрайонного отдела СК СУ при прокуратуре РФ по Челябинской области Татьяна Замотохина, которая расследовала дело.
Отец Лиды был разбужен криками жены и дочери. Вскочив с постели, увидел на полу окровавленную дочку. Она в истерике кричала, что ее изнасиловал и порезал подонок по имени то ли Денис, то ли Дима.
Татьяна Александровна рассказала, как отыскали насильника. Со слов свидетелей и потерпевшей составили фоторобот. Отец Лиды, движимый желанием отыскать и отомстить насильнику, три месяца ходил по поселку с фотографией, спрашивая людей: не знают ли они этого парня? В конце мая он встретил молодых людей, показал снимок. Один из незнакомцев узнал бывшего сокамерника. Назвал имя - Денис, но вот точно вспомнить восточную фамилию не смог. Оказывается, в тот роковой вечер именно он был в кафе с Денисом и видел, как тот увязался за двумя молоденькими девушками.
"В колонию, где срок за разбой отбывал Денис, направили запрос, приложив фоторобот, и установили фамилию подозреваемого, - вспоминает Татьяна Александровна. - Пробили адрес, возле дома устроили засаду и задержали насильника". Ему повезло, что милиция опередила разгневанного отца девушки, который тоже шел по следу. Задержанного опознали и Татьяна, и Лида.
Денис написал явку с повинной. Судебно-психиатрическая комиссия установила следующее: в связи с задержкой интеллектуального развития Денис обучался в коррекционном классе, по этой же причине до настоящего времени состоит на учете у психиатра с диагнозом: легкая умственная отсталость. Психиатрические исследования выявили примитивность суждений, низкий запас общеобразовательных знаний, слабую память, низкий интеллект. Однако в момент совершения преступления "его действия были целенаправленны, каких-либо признаков временного психического расстройства не обнаруживалось. Он находился в состоянии простого алкогольного опьянения".
В редакции "примитивно рассуждающего" насильника его преступление укладывается в несколько фраз: "Был пьяный, познакомился с девушками, одна ушла, оставшейся предложил выпить. Пошли в сады, она не хотела, я угрожал ножом, заставил, изнасиловал, потом ударил ножом в живот. Потом вместе пошли домой".
Суд Орджоникидзевского района приговорили Дениса к восьми годам заключения в колонии строгого режима…
В завершение несколько штрихов к портрету жертв насилия. По словам специалистов-криминологов, в 30 процентах случаев жертвы сознательно или бессознательно провоцировали насильников на сексуальные действия: легко завязывали знакомства. Многие отличаются поразительным легкомыслием и сами искушают судьбу: идут домой к незнакомым мужчинам, отваживаются на ночные прогулки в безлюдных местах, стремятся подчеркнуть и костюмом, и поведением свою эротичность и сексапильность. А теперь "примерьте" этот обобщенный портрет к нашей Лидии…
Имя пострадавшей изменено. Автор благодарит Орджоникидзевский межрайонный отдел СК СУ при прокуратуре РФ по Челябинской области за предоставленный материал.



