Инициатором проекта выступила дирекция по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «ММК», которая провела анализ несчастных случаев на производстве начиная с 2014 года для выявления наиболее часто встречающихся опасных ситуаций.
Применительно к коксовому цеху такого рода ситуации возникают при взаимодействии человека с движущимися коксовыми машинами, такими, как коксовыталкиватель, загрузочная машина, тушильный вагон или двересъёмная машина. При сближении человека и машины работник попадает в опасную зону, поэтому принято решение создать такую систему, которая бы исключала несчастные случаи, связанные с работой коксовых машин.
Разрабатывать и внедрять систему начали в 2021 году. Пилотной площадкой проекта стали коксовые батареи № 7, 8. Генеральным подрядчиком проекта выступил ММК-Информсервис. Разработку программного обеспечения осуществила компания «Крок». По словам разработчиков, это первая подобная система в металлургической отрасли. Она базируется на промышленном интернете вещей. За основу взят принцип срабатывания датчиков отслеживания на машине и у работников. Выходя на смену, работники получают специальные брелоки, без которых их не допускают на рабочую площадку коксовой батареи. Далее работник сканирует радиочастотную метку на своей каске, и к ней же система «привязывает» брелок, приписывая его, таким образом, к конкретному работнику. И теперь можно легко отследить, где находится работник и попадает ли он в опасную зону.
Как рассказал заместитель начальника коксового цеха Андрей Зыков, при сближении с коксовой машиной на расстояние 15 метров работник попадает в зону предупреждения (жёлтая зона), где он получает вибросигнал на свой брелок. Сигнал подаётся и в кабину машиниста коксовой машины. Сама машина включает звуковую и световую сигнализацию, а машинист на своем табло видит, где находится человек. Работник, получив сигнал, должен покинуть опасную зону. Если же по каким-то причинам он не может это сделать, то должен связаться с машинистом, чтобы тот остановил машину. При дальнейшем сближении с машиной или нахождении человека вблизи опасных механизмов наступает красная зона. Интенсивность вибрации брелока увеличивается, а машина останавливается автоматически, вне зависимости от действия машиниста.
Пока система распознавания нахождения человека в опасной зоне, подтвердившая свою эффективность, действует с помощью датчиков. Следующим этапом станет использование технологии машинного зрения, когда отслеживать также станут установленные камеры, что позволит определять нахождение в опасных зонах людей, по каким-то причинам не имеющих брелоков, например, из числа ремонтного персонала.
Все действия фиксирует система, что позволяет сформировать довольно информативные отчёты о том, где и какая машина находилась в определённый момент, а также подробно разобрать каждую ситуацию. По словам Андрея Викторовича, иногда это может создавать неудобства для технологического персонала, но безопасность работников в приоритете.
В настоящее время оборудование смонтировано и настроено на всех коксовых машинах коксовых батарей № 7, 8. Внедрять систему планируется и на других коксовых батареях. Как отметил директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «ММК» Григорий Щуров, данный проект реализован в соответствии с программой мероприятий по устранению травмоопасных участков на рабочих местах. «Благодаря автоматизированной системе безопасности с помощью цифровых средств контроля мы ожидаем снижения травмоопасности, уменьшения числа несчастных случаев на производстве. Подобные системы, автоматически блокирующие механизмы при попадании людей в опасные зоны, также планируется установить в доменном, кислородно-конвертерном и электросталеплавильном цехах», – рассказал Григорий Щуров.