Магнитогорский металлургический комбинат и АвтоВАЗ связывает многолетнее партнёрство. ММК является основным поставщиком металлопроката для тольяттинского автогиганта, в то время как АвтоВАЗ для комбината – ключевой потребитель автолиста. Ежегодно крупнейший отечественный автопроизводитель проводит конкурс, отмечая самых надёжных поставщиков. Впервые награды были удостоены не только производители комплектующих, но и металлурги.
– В начале марта мы побывали с рабочим визитом на АвтоВАЗе и получили из рук вице-президента компании по качеству Ксавье Эжера диплом за победу в номинации «Развитие мировоззрения качества. За эффективную реализацию требований и ожиданий потребителей», – рассказывает начальник научно-технического центра ПАО «ММК» Андрей Картунов. – Мы постоянно занимаемся совершенствованием технологий, улучшением качества выпускаемой продукции и за последние два года добились очень хороших результатов. Автопроизводители – самые требовательные клиенты, предъявляющие высокие требования к качеству автолиста. Если смотреть на цифры, то в 2019 году отсортировка на АвтоВАЗе была 0,36 процента от общей поставки металлопроката ММК, в 2020 году этот показатель мы в два раза снизили, и он составлял 0,18 процента, в 2021 году выпуск несоответствующей продукции уменьшился до 0,143 процента.
Награда от автомобилистов поставщикам металла стала своего рода прецедентом.
Прежде АвтоВАЗ включал в список надёжных поставщиков только производителей комплектующих, так как «начинка» автомобиля считалась более значимой, а вот металлопрокат оставался в стороне. Металлурги Магнитки изменили эту традицию и первыми в России были удостоены признания и высшей награды за успехи в области качества продукции. Кроме того, ММК был присвоен высокий рейтинг как благона-дёжному поставщику.
– Победа в этой номинации подчёркивает важные изменения, которые у нас происходят, – отметил генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев. – Благодаря внедрённым за последние два года методикам и подходам, мы добились существенного улучшения качественных показателей, и наши клиенты видят этот результат.
По словам генерального директора ПАО «ММК», успех предприятия – результат работы всего коллектива: металлургов и прокатчиков, специалистов НТЦ, группы технической поддержки. «На нас с вами это теперь накладывает дополнительную ответственность. Достигнуть успеха – это одна задача, а удержать и развить его гораздо сложнее. Я считаю, что у нас большой потенциал по улучшениям, который мы должны реализовывать в нашей дальнейшей работе», – заявил Павел Шиляев.
ММК поставляет металлопрокат для АвтоВАЗа. Номенклатура – более ста позиций.
Это не только традиционные виды проката, но и высокопрочные микролегированные, двухфазные высокопрочные марки стали, технология производства которых когда-то казалась недоступной. Сегодня это реальность. В своих разработках ММК эволюционировал до таких технических аспектов, что может предложить клиенту продукт «будущего», то есть работает на опережение. Но клиенты не всегда технически готовы к переработке стали с такими характеристиками, так что в некотором смысле ММК способствует научно-техническому прогрессу своих партнёров.
– ММК работает на очень серьёзном мировом уровне, – подчёркивает главный специалист по системам управления качеством ПАО «ММК» Николай Гладких. – Начинали с тяжёлых проблем, приходилось решать то одну, то другую задачу. Сегодня мы забыли о массовых дефектах. АвтоВАЗ, понимая, что наша продукция гарантированного качества, работает «с колёс», не делая больших запасов, а это совсем другая культура производства. АвтоВАЗ и ММК – уже не просто поставщик и потребитель, а партнёры. Это совсем другой уровень взаимоотношений. Автомобилестроение предполагает постоянное развитие. Все хотят улучшить, «облегчить» автомобиль, чтобы снизить расход топлива. Это требует от нас совершенствования технологий, разработки новых видов проката. Сейчас требования к автостали – как к медицинскому оборудованию.
– Для ММК качество – это в первую очередь открытость, когда мы показываем клиенту все наши процессы, успехи, проблемы, достижения, – рассказывает главный специалист научно-технического центра ПАО «ММК» Вячеслав Телегин. – Это ещё и наше неравнодушие: мы реагируем абсолютно на все, даже самые незначительные замечания, касающиеся металла ММК. Бывают случаи, когда автопроизводители просят нас помочь, и мы погружаемся в их процессы, разбираемся, подсказываем, что-то решаем. Концепция развития ММК предусматривает постоянное совершенствование, у нас постоянно идёт инжиниринг новых процессов, оборудования, технических и технологических мероприятий для того, чтобы повысить качество, мы занимаемся разработкой новых видов продукции и оптимизацией существующих, а также прогнозированием и моделированием. То есть мы не работаем по принципу: отдали клиенту продукт и забыли, а отслеживаем его дальнейшую «жизнь» –
насколько эффективно он перерабатывается, как работает изготовленное из него изделие. Клиент всё это видит, и награда от АвтоВАЗа – это некая обратная связь, реакция на нашу работу.
– С 2015 года мы начали заниматься не только вопросами производства автолиста, но и разбираться с технологиями штамповки, с методиками и подходами, которые автопроизводители используют для оценки качества металла, – продолжает тему старший менеджер группы по сталеплавильному производству НТЦ ПАО «ММК» Дмитрий Юречко. – Автомобилисты, предъявляющие очень жёсткие требования к качеству проката, являются драйверами для любого металлургического предприятия. Меняются требования к штампуемости деталей, их пластичности, что заставляет вновь и вновь обращаться к химическому составу стали. Получая от клиента информацию о дефектах, мы проводили исследовательскую работу, разбирались в причинах, вносили коррективы, оперативно меняли технологию производства. Но главное достижение в том, что мы изменили свой менталитет, подход к производству стали для автопрома.
Во время визита на АвтоВАЗ представители комбината побывали на прессовом производстве, где происходит переработка металла ММК. Посмотрели, как проходит резка металлопроката на листы и штамповка деталей: крыльев, крыши, капота. Технологический персонал АвтоВАЗа, по словам Андрея Картунова, отмечает значительные улучшения качества металла. Ещё три года назад главной причиной невыполнения плана по штамповочному отделению было именно оно. Обнаруживая дефекты, приходилось снимать бракованный рулон и задавать новый, перенастраивать оборудование. В 2021 году такие случаи стали единичными.
– За счёт повышения качества наши партнёры планируют уменьшить свой склад, – подчёркивает Андрей Картунов. – Прежде его приходилось затаривать нашим металлопрокатом сразу на месяц. С учётом постройки логистического центра в Тольятти, такая необходимость исчезнет, и на склад будет поступать только суточный запас металла.
– Создание логистического центра – инициатива ММК, – отмечает Николай Гладких. – Это очень верное решение и сильный маркетинговый ход. Регион металлоёмкий, индустриальный – рядом Самара, где находится немало предприятий, работающих на автопром. Логистические решения серьёзно помогают в продвижении комбината в этом регионе. И не только в вопросах сотрудничества с АвтоВАЗом, но и с другими предприятиями.
– Нет предела совершенству, и это не просто красивая фраза, – отметил Павел Шиляев. – Мы подняли планку на другой уровень для себя и для наших конкурентов – будем продолжать работу по улучшению качества продукции.