Для гармоничного развития предприятия необходимо, чтобы в подразделения постоянно приходила молодёжь, которой будут передавать опыт, знания, компетенции. При этом именно молодые кадры, только пришедшие после обучения, на первых порах нуждаются в опеке коллектива, поскольку из-за отсутствия опыта могут рисковать, вести себя травмоопасно. Поэтому очень важно, чтобы на первых порах рядом с начинающим работником был человек, который подскажет, поддержит, предупредит о возможной угрозе, научит трудиться правильно, безопасно и эффективно.
Таких людей на предприятии называют наставниками – это опытные, ответственные, положительно зарекомендовавшие себя авторитетные специалисты, которым можно доверить обучение молодых кадров.
К слову, система наставничества, когда работник со стажем помогает новичку освоить нужные навыки, на комбинате была всегда. Но современные условия, новейшие технологии заставляют менять подходы в работе с молодыми кадрами. Для того чтобы проходящий мимо коллега или руководитель видел, что перед ним неопытный сотрудник, молодых рабочих обеспечивают спецодеждой с отличительной символикой – зелёная каска, костюм с эмблемой.
– На комбинате развивается система наставничества с формированием принципов, подходящих для современного производства, – объяснил заведующий кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности МГТУ Алексей Перятинский. – Суть системы в том, чтобы работники, приходящие на ПАО «ММК», могли влиться в рабочий процесс, в коллектив без негативных последствий, травм, которые могут случиться из-за того, что они не обладают достаточными знаниями и навыками. Система предусматривает новые технические принципы, методы обеспечения безопасности, повышения производительности труда.
Совместно с МГТУ на комбинате совершенствуют процесс адаптации молодых работников.
Наиболее эффективным методом считается наставничество. Молодые специалисты проходят стажировку у опытного работника. Наставник на практике передаёт опыт по безопасному проведению работ и наблюдает за выполнением технологических операций молодым рабочим. Хорошо, когда стажист и новичок в одной бригаде, когда можно всегда быть рядом. Но на комбинате есть участки, где такой подход невозможен, где специалист трудится в одиночку – на подъёмном кране, например. Здесь на помощь приходят новые технические средства и организационные методы, чтобы наставник мог дистанционно подстраховывать и контролировать деятельность подопечного.
Наставника в цехах подбирают по определённым критериям. Помимо личностных качеств, предрасположенности к учительству, он должен сам понимать и суметь объяснить молодому рабочему структуру работы предприятия, его роль в производственной цепочке – чтобы труд «новобранца» был осмысленным, а не формальным, не автоматическим. Наставник должен ввести в курс дела, куда обращаться при возникновении вопросов, затруднений. На адаптацию молодому рабочему дают год – это время, в течение которого он может рассчитывать на поддержку наставника.
Проект прошёл тестовый период, недавно состоялся «выпускной» у первых молодых работников и их наставников.
– Цех эксплуатации – один из самых многочисленных (здесь трудятся 800 человек) и молодых цехов ПАО «ММК», – рассказал начальник цеха эксплуатации управления логистики ПАО «ММК» Дмитрий Можейко. – Средний возраст работников – 34 года. Цех готовит работников и для своих участков, и для локомотивного цеха – туда переходят около 50–60 человек в год. На железнодорожном транспорте множество опасных факторов – движущиеся механизмы, сложные погодные условия. Поэтому подготовка кадров – одна из основных задач, и наличие опытных и грамотных наставников определяет стабильную работу цеха.
Лучшим наставником по работе с молодыми рабочими цеха эксплуатации был признан старший составитель поездов станции Сортировочная Пётр Акименко. За годы работы, а он в цехе с 2011 года, многие ребята под его руководством освоили профессию.
– К каждому новичку нужно найти подход, ведь у каждого свой характер, своё понимание, что он должен делать на рабочем месте, – говорит Пётр Игоревич. – Первым делом объясняю, как правильно себя вести возле железнодорожных путей, и только потом говорим о процессе работы. Нужны усердие, понимание ответственности за своё дело. В течение года смотрю, как и что он делает, фиксирую ошибки, разбираем их, корректируем. Теория, полученная в учебном заведении, и практика – вещи разные, на комбинате на разных объектах разные задачи. В нашем парке идёт формирование поездов, на других станциях – совсем другое. И везде своя специфика.
Когда Пётр Акименко после окончания университета пришёл в цех, он тоже работал под присмотром наставника. Поэтому прекрасно понимает, насколько важно взаимодействие между опытным работником и молодым. Относиться к новичку нужно как к сыну: где-то поддержать, где-то покорить, быть самому заинтересованным, чтобы подопечный добивался хороших результатов и находил безопасный подход к любому процессу.
Чтобы мотивировать наставника, дать оценку его общественной нагрузке, его поощряют ценным подарком, грамотой «Лучший наставник ПАО «ММК», а также премией.
Все наставники комбината были торжественно награждены в своих подразделениях. Электромонтёра по ремонту оборудования подстанции № 63 Фёдора Максимова поздравил исполняющий обязанности начальника электросетей и подстанций Дмитрий Игнатьев:
– Наставничество – важная составляющая большой работы предприятия по обеспечению безопасности труда, повышению культуры производства. Мастера со стажем помогают молодым работникам перенять традиции комбината, в том числе в части безопасности. За каждым вновь принятым работником или студентом-практикантом закрепляется квалифицированный специалист, имеющий стабильные показатели в работе, системное представление о своём участке и всём предприятии, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении, а также готовностью делиться опытом. Ежегодно в цех приходят десяток молодых работников, и каждого берём под своё крыло.
– В роли наставника мне приходилось быть не один раз. Сначала воспитал двоих сыновей, а сейчас передаю свои знания и опыт молодым работникам, – делится Фёдор Максимов. – Процесс наставничества позволяет быть всегда в тонусе. Не только обучаешь всем тонкостям профессии и требованиям правил, но и готовишься к тому, что может возникнуть вопрос, о котором ты и не задумывался раннее. Мы не только передаём знания, но и получаем стимул для дальнейшего самообразования. Поэтому процесс обучения я бы назвал взаимно полезным и для молодого работника, и для его наставника.