Это была инициатива хоккейного клуба «Металлург»: в самом начале плей-офф, который Магнитка начинает на домашнем льду, познакомить фанатов команды с великой историей великого предприятия и в прямом смысле слова прикоснуться к ней – потрогать экспонаты, сделать селфи на фоне исторических фотозон. С этой просьбой руководство «ХК «Металлург обратилось к научно-техническому музею ПАО «ММК», и его работники с удовольствием согласились помочь. Вместе с «клубовцами» подбирали экспонаты, придумывали интерьеры, просматривали сотни фото, чтобы отобрать те, что наиболее ярко представляют все эпохи развития ММК.
– Просьба неожиданной не была, наши экспонаты постоянно участвуют в разных экспозициях, например, в краеведческом музее, с которым постоянно ведём очень тесное сотрудничество, – говорит руководитель музея комбината Надежда Халитова. – Но уникальность этой выставки в том, что никогда ещё столь большое число экспонатов не покидало стен музея, а здесь представлено около сотни предметов с 30-х годов до нашего времени. Причём все экспонаты не просто большие, сложные в транспортировке и дополнительных условиях хранения. Это – лучшие образцы научно-технического музея комбината, представляющие уникальную историческую ценность для нас.
Для ещё большего погружения в атмосферу прошлого хоккейный клуб попросил помочь актёров городских театров: одни встречают гостей в качестве жителей комнатки в искусно созданном интерьере одного из рабочих бараков, с которых начинался Магнитогорск, другие с бодрыми пионерскими речёвками маршируют по «Арене». На фотообоях, изготовленных клубом из фотографий, предоставленных музеем комбината, продолжение барака: огромное единое помещение, семейные «ячейки» в котором разделены лишь матерчатыми занавесками – вот такое общежитие было у первостроителей Магнитки. Комнатка наших героев богата историческими экспонатами: тут тебе и лапти с рубашкой и платьем из тридцатых годов – а именно в лаптях начинали возводить город и комбинат большинство первостроителей, и кровать, привезённая из музея Ивана Харитоновича Ромазана, и патефон, и радиола, и гладильный топчан – обычно общий для всех жителей барака. За столом девушка играет на балалайке – пожалуй, самый распространённый в те времена вид досуга.
– Чё, прям реальные лапти, им прям девяносто лет? – не веря в то, что видит, держит за руку деда мальчишка с мордашкой лисёнка Тимоши на лице – маленьким гостям перед началом игр традиционно предлагают тематический аквагрим. – А ты тоже такие носил?
– Дед с бабкой мои носили, а я ККЦ уже в современных сапогах строил, – смеётся дед, ведя внука к торговому павильону. – Хот-дог будешь?
Следующая фотозона погружает гостей во времена народного директора Магнитки Ивана Харитоновича Ромазана: скромный уютный рабочий кабинет, на стенах – обои, картины, фотографии и схема строительства того самого Кислородно-конвертерного цеха, возведение которого Ивану Ромазану и его предшественнику Леониду Радюкевичу ставят основной промышленной заслугой. Ведь именно ККЦ позволил Магнитке решительно перейти в новый век и максимально быстро освоить новые металлургические технологии.
– Этот стол аутентичный, более того, экспонируется где-то, кроме как в самом музее Ивана Ромазана, впервые. Правда, стоял он не в заводоуправлении, а в домашнем кабинете Ивана Харитоновича, его сразу после открытия музея нам подарила вдова народного директора Евгения Яковлевна, – нам повезло: Надежда Халитова буквально специально для нас проводит экскурсию по выставке. – На столе также реальные вещи, принадлежащие Ивану Харитоновичу: многоканальный телефон, микрофон для селекторной связи, вот телефонный аппарат без диска набора – он мог только принимать звонки, и если аппарат звонил, то было понятно, что директора ММК вызывает на связь Москва – сообщить или спросить о чём-то важном. На столе бюст Ленина, рабочая ручка и исписанные рукой Ивана Ромазана записные книжки: одна – большая, она всегда лежала у него на рабочем столе, последняя запись в ней сделана за четыре дня до смерти Ивана Харитоновича. Гораздо чаще записи он делал в другом источнике: визитной карточкой Ромазана стали небольшие записные книжки, помещавшиеся в нагрудный карман директора Магнитки, а Ромазан, как известно, никогда не был кабинетным руководителем: с раннего утра, надев обычную рабочую фуфайку, он ходил по всему предприятию, разговаривал с руководителями, инженерами, рабочими и фиксировал их просьбы, предложения и замечания в записях.
– Слушай, кабинет Ромазана – как мы его любили! – грустно усмехается мужчина лет пятидесяти под руку с молодой женщиной. – Он же в голодные восьмидесятые-девяностые весь город, считай, кормил-поил, одевал-обувал. Умер рано – сердце не выдержало. Весь город, помню, хоронить пришёл.
Надежда Халитова рассказывает: интерес к истории ММК неизменно растёт, и экскурсии, проводимые в музее, это только подтверждают. Затаив дыхание, посетители слушают экскурсоводов о том, как в степи голыми руками люди в лаптях возводили один из крупнейших металлургических заводов страны и мира. А потом ковали Победу в Великой Отечественной, подарив фронту каждый второй танк и каждый третий снаряд. А потом отстраивали разбомбленную войной страну, создавали новые производства, переживая кризисы. И ещё умудрялись дружить, любить и быть счастливыми.
– Тот патефон, который мы видели в уголке рабочего барака, до сих пор заводится каждую экскурсию: это такая награда гостю, правильно ответившему на вопрос по истории комбината – самому завести старинный аппарат, – улыбается Надежда Ренатовна. – И если взрослые часто отказываются – стесняются, боятся испортить, то для детей это целый праздник: и слёзы льют, если неправильно ответили, и умоляют спросить ещё что-то…
Именно поэтому выставка на «Арене-Металлург» работает всего три дня, и после второй домашней игры третьего марта экспонаты вернутся на своё место – радовать посетителей музеев. А пока они открыты каждому желающему, Надежда Халитова признаётся: немного опасается, чтобы с ними ничего не случилось – не замарали, не помяли, не сломали… Поэтому у каждой зоны охранник и волонтёры – и на вопросы отвечают, и за сохранностью смотрят.
Центральное место прямо над входом на «Арену» уделено масштабной к 90-летию ММК – копии той, что представлена сейчас в областном центре на улице Кирова – так называемом местном Арбате. На стендах масштабная ретроспектива – фото предприятия, людей и событий разных эпох, собранные музеем ММК совместно с Челябинским архивом. Но на «Арене» на столах стоят атрибуты каждой эпохи: плашка, выполненная из первого чугуна первой домны, утюг, сделанный из него же, солдатская военная каска – а на ММК во время войны и для них плавили сталь, по соседству с каской сталевара – забавным «пирожком», как называли тогда такие. Разумеется, снаряд, фрагмент броневой стали… Огромная 30-килограммовая книга трудовой славы ММК, которую по частям писало и оформляло каждое производство к 50-летию комбината. В том же году Магнитке вручён Орден Октябрьской революции, и знамя, на которое его прикрепили к двум Орденам Ленина и Ордену Трудового Красного Знамени, на фото держит директор ММК Леонид Радюкевич, и знамя это также представлено на выставке.
– Этот уникальный объект очень редко покидает стены военного зала нашего музея, – указывает Надежда Халитова на стальной меч. – Это копия меча из монумента «Тыл–Фронту», которую в 1979 году, в день открытия памятника, командующему Уральского военного округа торжественно вручил наш легендарный экскаваторщик Иван Ревунов, участвующий в добыче 500-миллионной тонны руды. Часть выплавленного из неё металла пошла на изготовление «настоящего» меча монумента. Копию меча я везла сюда лично и была вынуждена останавливаться буквально на каждом шагу, потому что все – и дети, и работники комбината, и ветераны, встретившиеся по пути, просили рассказать его историю, подержаться, сфотографироваться…
Последний стенд ретроспективы – современные достижения ММК, и здесь поводов для гордости не меньше: статуэтки победителей престижных промышленных и социальных конкурсов, фото с запуска современнейших производств и экологических объектов и многое другое. Приходите на хоккей и смотрите.