Беседа «без галстуков» состоялась по теме, которая всегда была актуальна на предприятии, а сегодня, в период повсеместного кадрового «голода» – тем более. Лозунг «Люди – это ценность» выходит на первый план, потому что каждый специалист, профессионал своего дела – на вес золота. Ставка – на молодых, перспективных, амбициозных. Сделать же из молодых рабочих, только пришедших с университетской скамьи, именно таких высококлассных сотрудников – задача непростая и очень важная.
Времена меняются, и сегодня мальчишки, заканчивая школу, не спешат с горящими глазами поступать в средние и высшие заведения, чтобы овладеть металлургической специальностью. И это не потому, что плохой завод или мало платят – таковы приоритеты поколения. Но и придя на производство, молодой человек должен чувствовать надёжное плечо, реальную поддержку старшего коллеги.
Начальник листопрокатного цеха № 10 Андрей Федин вспомнил, как и он в юности прошёл школу наставника. И считает, что в этом деле важна система, когда молодого парня, по сути, берут за руку и ведут в профессию. Ведь знания, полученные в учебном заведении, теория – это лишь полдела. В 2003 году Андрей пришёл на комбинат нагревальщиком металла и был прикреплён к старшему коллеге. Поначалу работу давали не очень ответственную, но по мере понимания процесса производства, своих чётких действий доверяли задачи и посложней. Цель наставника, считает Андрей Федин, научить работать качественно, безопасно. И в этом плане огромное значение имеет практика во время учёбы: именно тогда, уверен руководитель «десятки», молодой человек решает, правилен ли его выбор. И тогда, трудоустраиваясь, приходит уже с чётким пониманием, чем он будет заниматься, и помощь старшего коллеги станет благодатной почвой для того, чтобы «проросло зерно».
– Наставничество не должно быть формальным, – уверен директор по персоналу ПАО «ММК»Олег Парфилов. – Производство производством, поставленные задачи – это важно, но гораздо важнее создать в коллективе комфортный микроклимат. Молодой работник, едва переступив порог комбината, должен понимать: ему здесь рады, всегда помогут, не будут «кормить» нравоучениями, а поделятся навыками и умениями бескорыстно, от души. Такая благоприятная, располагающая к взаимовыручке обстановка закладывается от верхов, поэтому сегодня мы говорим об этом с руководителями подразделений. От того, какую политику в части взаимоотношений работников будет проводить директор, зависит, почувствует ли себя новичок в цехе, как на своём месте. В помощь на предприятии сегодня разрабатываются основные принципы взаимоотношений между работниками всех уровней.
Чтобы донести суть изменений до каждого из приглашённых на встречу руководителей, решили встретиться не в официальной обстановке. Начали общение с деловой игры. Всех тонкостей её нам не раскрыли, поскольку, по сути, она «разовая», то есть смысл и интерес участия в ней для каждого только один раз. А поскольку её применяют в различных рабочих группах предприятия, – всех «карт» в газете не раскроем.
– Суть игры в стратегии управления: показать, насколько руководители влияют на процесс, как достигают целей, – рассказала ведущий специалист управления кадров ПАО «ММК» Юлия Кузнецова. – Все участники делятся на команды. И задача – сделать определённый выбор. Поэтапно, выбирая, команды получают баллы. Есть ряд условий, но итог будет зависеть ещё и от того, какой выбор сделали другие. По идее, решают руководители, но они работают в социуме: решение одного может повлиять на решение другого. Любая система работает во взаимодействии – это должны понять участники. Либо в выигрыше все, либо никто.
Встреча продолжилась за столом. И хотя вместе блокнотов и ручек – чай с бутербродами и сладостями, разговор пошёл серьёзный. Участникам представили результаты опроса молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет. Больше половины респондентов признались, что не хотят оставаться жить и учиться в Магнитке, треть – не решили, остаться или поехать в вуз другого города. Но и из тех, что выбрали родной город, твёрдое решение пойти работать на комбинат приняли далеко не все. Вывод: тех, кто хочет постигать азы металлургической профессии на ММК, нужно принять в большой коллектив предприятия достойно, рассматривая не как «желторотика», а как перспективного аса. И в этом готовы помочь шеф-наставники.
Леонид Герасимов отработал на производстве, в дробильно-обжиговом цехе 42 года. Был обжигальщиком, бригадиром, мастером, старшим мастером, начальником смены. Соответственно, как свои пять пальцев знает все процессы. Вышел на пенсию – преподавал в школе шахматы. А потом пригласили в цех инструктором. Поскольку за время работы на комбинате Леонид овладел восемнадцатью профессиями, ему есть чем делиться с молодыми специалистами.
– Нужно же объяснить, как работа выполняется, как это делать безопасно, что делать в конкретном случае, – говорит Леонид Герасимов. – Основная задача: адаптация молодого рабочего. Считается, что за год должен привыкнуть, но кто-то адаптируется быстрее, кто-то медленнее. Важно не только обрести определённые навыки, освоить модель поведения, точно выполнять задачи: нужно, чтобы человеку на производстве понравилось, чтобы он влился в коллектив. Я написал памятку, как себя вести молодому работнику, чтобы это прошло успешно. И, к слову, это не зависит от того, кем пришёл человек работать – советы универсальные. Например, «Внимательно слушай, что говорят, не выпячивайся, не превозноси себя»… Когда новый человек приходит, к нему присматриваются: как относится к окружающим, насколько быстро и правильно справляется, как старается, насколько физически развит. И важно обозначить ему перспективы профессионального роста: как он может построить карьеру, переучиться на другую, возможно, более денежную специальность. Кроме того, важно иметь и другие точки соприкосновения: совместный досуг, занятия спортом. Нельзя человеку давать «зависнуть» на месте – он тогда теряет вкус к работе. Чтобы ни говорили, деньги важны, но амбиции никто не отменял.
Директор по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов отметил, что сегодня в мире происходят глобальные изменения. И мы не можем оставаться прежними. Жизненно необходимо меняться каждому из нас и менять всё вокруг, если хотим достигать поставленные цели, в том числе в какой-то мере и систему взаимоотношений на производстве.
– Малоэффективно идти вперёд, всё время оглядываясь назад, вспоминая упущенные возможности, – отметил Олег Валентинович. – В истории компании, как и у каждого человека, были взлёты, упущения… И лучше, если мы разберём ошибки и, опираясь на огромный опыт и потенциал, пойдём вперёд. Обращаюсь к руководителям: за вами стоят люди…каждый со своей судьбой, надеждами, мечтами. Они доверяют вам, ждут грамотных решений, вкладывают свои знания, способности, умения, ожидая получить хороший результат. Будьте предельно внимательны к тем, кто делает из поставленной задачи результат, уважайте их интересы, развивайте их потенциал. Люди вам доверяют. И хочу обратиться к работникам: давайте оставим весь негативный опыт в прошлом. Жизнь предоставляет широкие возможности. Нужно жить настоящим и вместе строить достойное будущее. От совместных усилий будет зависеть благополучие каждого.