Недавно в течение недели в мой почтовый ящик попали аж три "отправления первого класса".
Одарил "предложениями с доставкой на дом" один столичный банк, представленный в Магнитогорске скромненьким офисом, "базирующемся" в бывшей квартире на первом этаже жилого дома, да "региональным представительством", которое, если верить сообщениям информационных агентств, будет "реорганизовано", а, по сути, закрыто в декабре 2010 года. Невзирая на то, что клиентом этой финансовой организации я никогда не был, некий Денис Власов, который, как потом выяснилось, является директором ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" по прямым продажам и маркетингу, призвал меня взять кредит "без залога и поручителей" под 29,9 процента годовых. На таких условиях, на мой взгляд, сейчас могут кредитоваться либо психически неуравновешенные, либо финансово безграмотные люди. Однако банковского топ-менеджера, от имени которого рассылаются "отправления первого класса", мое мнение не интересует. Он убежден в обратном - считает, что "Хоум Кредит" предлагает займы "на весьма привлекательных условиях".
Можно было пропустить "мимо ушей" навязчивое кредитное предложение, если бы не одно обстоятельство. Рынок экспресс-кредитования, на котором, в общем-то, и "обитает" финансовое учреждение, где трудится Денис Власов, похоже, ждет большой передел. То ли банкам стало тесно, то ли население поумнело и перестало, наконец, брать потребительские кредиты, эффективная ставка по которым достигает десятков процентов годовых, то ли просто на самый доходный и перспективный сейчас вид кредитования, невзирая на чрезмерные риски, "замахнулись" очень мощные финансовые организации, которые в состоянии "убрать" нынешних "лидеров".
Магнитогорск не столичный город и даже не региональный центр, но отголоски борьбы за "место под солнцем" в сфере экспресс-кредитования слышны у нас довольно отчетливо. Весной, например, один из крупнейших отечественных ретейлеров - сеть "М.Видео", фирменный магазин которой работает и в Магнитке, официально рассталась с "Хоум Кредитом". Банк, по сути, лишился одного из стратегических партнеров, когда компания "М.Видео" подвела итоги тендера на право предоставления кредитов на покупку товаров в этой розничной сети, занимающей второе место по объемам продаж бытовой техники и электроники в России. Победителями стали четыре финансовых учреждения, которые больше всего соответствовали заявленным требованиям (лидерство по продажам, качество предоставляемых услуг, присутствие в городах, где работает сеть "М. Видео"), но ХКФ-банк впервые за несколько лет в число "лауреатов" тендера не вошел.
Теперь подобной участи "удостоился" еще один безусловный лидер сферы экспресс-кредитования - банк "Русский стандарт", получивший "от ворот поворот" от другого крупного отечественного ретейлера. Всероссийская торговая сеть "Эльдорадо", представленная в Магнитогорске двумя магазинами - гипермаркетом и супермаркетом, отказалась продолжать работу со "Стандартом" по причине "несоответствия банка некоторым требованиям ретейлера".
Эксперты потребительского рынка, анализируя эти два факта, приходят к выводу, что торговые сети, пользуясь повышенным интересом банков к сегменту экспресс-кредитования, стали очень избирательными в выборе партнеров. Ретейлеры устанавливают более выгодные для себя условия сотрудничества, требуют от банков проведения различных акций по кредитам и, соответственно, предоставления льготных условий для потенциальных заемщиков. Но, думаю, главным фактором, определяющим нынешнее "поведение" торговых сетей, все-таки становится "голос" потребителя. Россияне, разочаровавшиеся в кредитах под "влиянием" глобального финансово-экономического кризиса и ставшие осторожными при планировании крупных покупок, все реже обращаются за потребительскими займами, несмотря на заманчивые условия, рекламируемые банками. Судя по результатам опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 2500 респондентов из всех округов Российской Федерации, за последние полгода кредитами пользовались всего 27 процентов экономически активных россиян, хотя даже в прошлом, суперкризисном 2009 году таковых было 32 процента.
"Имена" нынешних лидеров потребительского кредитования - тех же "Хоум Кредита" и "Русского стандарта", видимо, уже вызывают "изжогу" у населения. Скорее всего, "связываться" с этими банками россияне в большинстве своем попросту не хотят, а торговые сети лишь чутко реагируют на новый "тренд" (когда слышу это модное среди метросексуалов слово, сразу вспоминается фраза Данилы Фокса из телепрограммы "Даешь молодежь": "Герман, это же новый тренд!"). Потому, наверное, и расстается "М.Видео" с "Хоум Кредитом", "Эльдорадо" - с "Русским стандартом"… А топ-менеджер Денис Власов ищет новые маркетинговые ходы, настойчиво рассылая "отправления первого класса" даже тем людям, кто категорично заявил, что никогда не станет клиентом Хоум Кредит Банка.
P. S.
На официальном сайте ООО "Хоум кредит энд Финанс Банк" мне пришлось оставить очередное нелестное для кредитной организации сообщение. Цитирую.
"29 мая 2010 года я подал заявление в магнитогорский офис Хоум Кредит Банка о, как я считаю, мошеннических действиях вашего финансового учреждения, 31 мая разместил подобное заявление на этом сайте. Похоже, в "отместку" ваша кредитная "организация" внесла мой домашний адрес в свою "базу данных".
Если в мае вы "достали" меня по телефону, требуя (в ультимативной форме, в тоне, не принимающем возражений, и в режиме автоответчика), чтобы я незамедлительно погасил кредит, который никогда не получал, то теперь нашли другой способ домогательства. Одно за другим в моем почтовом ящике оказались три "отправления первого класса", где Хоум Кредит Банк предлагает взять кредит под 29,9 процента годовых.
Считаю, что на таких условиях сейчас могут кредитоваться либо психически неуравновешенные, либо финансово безграмотные люди. Ни к одной из этих категорий я себя не отношу.
Требую, чтобы Хоум Кредит Банк оставил меня в покое и вычеркнул из своей "базы данных" все упоминания обо мне, включая телефоны, адреса, "явки и пароли".
Я НИКОГДА не был клиентом вашего банка и НИКОГДА им не буду".