Объявление в автосалоне: "Новогодняя распродажа. Предлагаем эксклюзивные модели автомобилей "Роллс-Ройс" и "Мерседес". Скидка - пять процентов, для пенсионеров и студентов - десять процентов".
Этот анекдот всегда вспоминается мне, когда начинается сезон новогодних распродаж и доверчивые горожане вновь (который год подряд!) попадаются на проверенные торговлей "способы сравнительно честного отъема денег".
Человек, впавший в потребительский транс, не способен сопоставлять цифры и факты или хотя бы просто задуматься: в чем корень неожиданной щедрости торговцев? Магазины, рынки, ярмарки мастерски ошарашивают креативными идеями своих клиентов и на время лишают их здравого смысла - в состоянии ошарашенности мало кто может мыслить здраво. Если же задуматься о природе скидок хотя бы на мгновение, то рекламные ловушки становятся видны, как на ладони.
Вот, например, в одном магнитогорском дисконтном центре, торгующим спорттоварами, сейчас появились зазывающие "распродажные" вывески: "Третий не лишний". Каждая третья вещь в этом магазине продается бесплатно, но с условием (написанным, естественно, мелкими буквами): она обязательно должна быть дешевле двух предыдущих. Здесь покупатели и попадают в сети, расставленные психологами-маркетологами. Чтобы получить "в подарок" "третью вещь", клиенты магазина вместо одной, которую намеревались приобрести, покупают две, причем обе - дороже бесплатной. Такая своеобразная торговля с нагрузкой получается. Но если в советское время этот способ сбыта залежалого товара - без всяких прикрас - неизменно получал негативную оценку, то сейчас, по сути, покупателю "впаривают" то, что ему не нужно, под самым благовидным, "благотворительным", предлогом. Кстати, благотворительность, приносящую доход, следует все же именовать каким-то другим словом.
Любопытна и природа распродаж в магазинах, торгующих электронной и бытовой техникой. В декабре выручка в них ежегодно возрастает минимум в два раза по сравнению с "обычными" месяцами. Причем скидки обычно охватывают весь ассортимент. Но даже по спецпредложениям никому не удается по бросовым ценам купить хорошие компьютеры, телевизоры, стиральные машины или другие предметы длительного пользования (пусть не обижаются на эти слова представители одной магнитогорской торговой сети, которые сейчас с экрана телевизора приносят "извинения коллегам за резкое снижение цен"). А если покупка со значительной скидкой все-таки совершается, то счастливые приобретатели уж точно не задумываются о торговой аксиоме: хороших телевизоров и пылесосов "за полцены" не бывает. Качественный товар обычно в уценке не нуждается: его и так раскупают - задолго до праздников. Скидки же, особенно, как показывает магнитогорская практика, новогодние, распространяются в основном на товары залежалые, которые месяцами (а то и годами!) пылятся на полках и складах и которые магазины отчаялись продать обычным способом.
Очень важен здесь и тот факт, что у российского рынка принципиально иная психология, нежели у европейского и американского. За границей Рождество и Новый год - прекрасный повод избавиться от прошлогоднего ассортимента и разгрузить при этом затоваренные склады. В России же на распродажах еще и зарабатывают, тем более что финансовый кризис этому способствует. Когда у людей на счету каждый рубль, они почему-то с маниакальным упорством начинают скупать дешевые, но совершенно бесполезные товары (на всякий случай!). Приближающийся праздник, в канун которого россияне готовы поверить в любую новогоднюю сказку, лишь подстегивает слепую веру в хитрые рекламные акции "с секретом". Маркетологи такими "душевными порывами" населения лишь умело пользуются и формируют из него стройные ряды шопоголиков.
У торговых экспертов на природу нынешних новогодних распродаж в России есть и еще один весьма пессимистичный взгляд. "Финансовые известия", затронувшие недавно эту тему, привели слова одного аналитика, который утверждает, что "в российской действительности вообще нет такого понятия, как праздничные распродажи". Для отечественной торговли новогодний дисконт - маркетинговый ход, а не экономически обоснованный механизм, как в США и Европе. Сейчас к тому же, по мнению эксперта, многие компании в нашей стране попросту распродают товар, чтобы выйти из ставшего нерентабельным в новых экономических условиях бизнеса. После Нового года, утверждает аналитик, количество рекламных надписей "аренда" на пустующих торговых помещениях обязательно увеличится.
В Магнитогорске этот прогноз, думаю, точно сбудется. Слишком много случайных людей оказались в нашем городе собственниками торгового бизнеса, который сейчас, в условиях жесточайшей конкуренции, не приносит сверхприбылей, свойственных девяностым годам прошлого века. Новогодние распродажи, то бишь "способы сравнительно честного отъема денег", таких торговцев от разорения не спасут. А те, кто выживут, через год, может, уже и не вспомнят о скидках и не станут извиняться перед коллегами, число которых заметно поубавится, "за резкое снижение цен".