Вот скажите, в какой еще стране мира обыкновенный потребитель товаров-работ-услуг вынужден упрашивать продать ему эти самые товары-работы-услуги за деньги?!
…Очередь в одной магнитогорской аптеке терпеливо ждет, пока девушка-продавец мило поговорит со своим молодым человеком по телефону. Лишь пара потенциальных покупателей, не желая терпеть подобного хамства, выходят из "заведения" и спокойно (без очереди!) приобретают нужные медикаменты в аптеке через дорогу.
Водитель грузовичка, привезший в город три бидона сметаны для продажи, отказывается в одиночку разгружать товар, потому что продуктовый магазинчик, расположившийся в пожарном выходе из подъезда многоквартирного дома (интересно, как смотрят на наличие этой торговой точки сотрудники санэпиднадзора и госпожнадзора?), не предоставил грузчика. Потенциальные покупатели - пенсионеры - сами в мгновение ока выполняют погрузочно-разгрузочные работы.
Студентка-официантка в кафе "выливает" все свое раздражение на очередных клиентов. А те, вместо того, чтобы поставить нахалку на место или вовсе распрощаться со столь ненавязчивым "общепитовским" сервисом, спокойно делают заказ.
Эти "картинки с натуры" "нарисованы" в Магнитогорске, но типичны, по большому счету, для любого города России, страны непуганых потребителей…
Непуганых потребителей часто показывают в рекламе по телевизору. Они всегда бодрые и жизнерадостные, чистенькие и подтянутые. Они обитают в идеальном мире, где все хорошо и просто. Они с детским восторгом радуются новому стиральному порошку и даже разговаривают с мистером Мускулом. Если бы с этим самым мистером Мускулом рискнул поговорить бдительный покупатель, его быстро упекли бы в психушку. Как в анекдоте. "Але, позовите, пожалуйста, к телефону мистера Мускула. Я так хочу потрогать его упругие мышцы!" - "Девушка, вы что, больная? "Мистер Мускул" - это моющее средство. Сейчас за вами санитары приедут…"
В своем иллюзорном идеальном мирке непуганые потребители ощущают себя почему-то в полной безопасности. Телеканалы и газеты, например, все уши прожужжали про опасные для здоровья салаты и куры-гриль, реализуемые в торговых сетях, но число покупателей этих "деликатесов" не только не уменьшается, а даже растет. Зубы, вставленные в одной магнитогорской стоматологической поликлинике, бывает, выпадают через три дня, но клиенты по-прежнему предпочитают именно эту медицинскую "контору", хотя в городе успешно работают десятки других.
Хуже всего, что непуганые потребители диктуют условия, в которых развивается малый и средний бизнес. И вот уже продавцов компьютерных магазинов, привыкших общаться непременно с лузерами, раздражают "назойливые" юзеры. "Я у вас принтер купил, но не могу его к компьютеру подключить: никакой инструкции нет". - "Вы что, молодой человек, идиот? С проводами разобраться не можете? Руководство по эксплуатации ему подавай…"
Неразборчивость "идеалистов", в конечном счете, оборачивается серьезными проблемами для всех. За клиента, выходит, никому не надо бороться: даже в плохо работающий магазин или недобросовестную контору все равно придут неразборчивые клиенты - сотни людей, готовые платить деньги, как говорится, не торгуясь. В суд же, как советуют продвинутые "идеалисты", в случае нарушения потребительских прав обращаться зачастую просто бессмысленно. Поставщики некачественных товаров и услуг Фемиды не боятся, ведь судебная реформа, установив состязательность процесса, фактически закрыла дорогу к правовым спорам простым смертным. Можно потерять массу времени и нервов, лишиться сна и денег, но ничего не добиться: мошенники, проповедующие лозунг "Клиент всегда лох", в юридических хитросплетениях весьма изощренны, а пресловутая состязательность процесса и опыт адвокатов позволяют им выходить сухими из воды даже в наиболее щекотливых ситуациях.
В советскую эпоху недобросовестные работники торговли и сферы обслуживания покрывались холодным потом при одном упоминании аббревиатуры ОБХСС (расшифровывается как отдел по борьбу с хищениями социалистической собственности). Теперь же привлечь к ответственности (куда уж там к уголовной, хотя бы к административной), скажем, руководителя частного магазина, торгующего недоброкачественными товарами, практически невозможно. Чтобы наказать мошенника, надо доказать его злой умысел, причем непременно в суде. А как это сделать, если все доводы могут быть разбиты одним невинным заявлением об "ошибке"? За ошибки в эпоху "состязательности процесса" в России не карают…
Извечный русский вопрос: что делать? Люди, давно занимающиеся защитой прав потребителей, утверждают: чем меньше город, тем проще в нем бороться с теми, кто своей профессиональной деятельностью избрал "развод лохов на бабки". Слухи и мнения в Магнитогорске, например, разлетаются быстро. Если горожане будут делиться своим личным опытом по этой теме, в том числе и в Интернете, самом интерактивном информационном канале, может, владельцы магазинов и фирм, руководители учреждений и организаций начнут, наконец, ориентировать персонал на привлечение клиентов, на благожелательность, на стремление сделать так, чтобы человек ушел из их "конторы" довольный и с улыбкой.
Но самое главное - не надо второй раз идти туда, где однажды вас отвратительно обслужили или продали вам некачественный товар. Иного действенного способа борьбы с хамами и мошенниками в сфере обслуживания и торговли в нашей стране, наверное, нет.