Всемирный день защиты прав потребителей во многих странах отметят 15 марта. Но в Магнитогорске уже стартовали мероприятия, приуроченные к этой дате.
Это стало традицией: как отметил на пресс-конференции председатель общества защиты прав потребителей Магнитогорска Владимир Зяблицев, главное - не отдать должное международной дате, а использовать повод для просвещения потребителей, вооружить их знаниями, помочь защитить свои законные права.
- Тематику Всемирного дня защиты прав потребителей определяет Международная федерация потребительских организаций: в 2019 году он пройдёт под девизом: "Цифровой мир: надёжные смарт-устройства", - сообщил Владимир Зяблицев. - Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, виртуальных помощников с искусственным интеллектом.
К смарт-устройствам относится "умная электроника": смартфоны, фитнес-трекеры, голосовые помощники, "умные" часы, телевизоры и многое другое. Они подключены к Интернету и получают, собирают и отправляют данные о своих владельцах.
- В мире насчитывается больше 23 миллиардов смарт-устройств, а к 2025 году прогнозируется рост их количества втрое, - подчеркнул Владимир Зяблицев. - Это видно на примере смартфонов: в 2015 году таких подключенных устройств было два миллиарда, а в 2018 - уже четыре миллиарда.
Безусловно, распространение "умных" технологий открывает много возможностей потребителям, но с другой стороны - создаёт множество новых угроз. Основные - утечка информации и персональных данных, сокрытие информации о возможных рисках и другие.
- Закономерно, что стратегия государственной политики России в области защиты прав потребителей, принятая в августе 2017 года, закрепила цели, задачи и принципы для защиты потребителей в стремительно меняющемся мире, - подчеркнул Владимир Зяблицев. - Важно обеспечить потребителей набором базовых неснижаемых прав при приобретении товаров или услуг в Интернете. Прогресс цифровых технологий должен учитывать интересы конечного потребителя: качество и безопасность "умной электроники" и право знать, как собирается, обрабатывается и используется личная информация гражданина.
В 2018 году почти две тысячи жалоб поступили в ОЗПП и Роспотребнадзор на неисправную бытовую технику.
- Суммарно количество обращений в общество защиты прав потребителей снижается, - комментирует Владимир Зяблицев. - В прошлом году их было 2600. Но 68 процентов из них - жалобы, связанные с технически сложными товарами, половина из них - на смарт-устройства. На втором месте - сфера ЖКХ.
План мероприятий, посвящённых Всемирному дню потребителя, очень обширен. В течение месяца будут проводить дни открытых дверей, анкетирование потребителей разного возраста по проблемам дистанционной торговли, пресс-конференции для журналистов с участием представителей ОЗПП, Роспотребнадзора и филиала областного центра гигиены и эпидемиологии, "горячие линии", девятый по счёту городской конкурс учащихся на знание законодательства в сфере защиты прав потребителей и многое другое.
Сегодня смартфон - совсем не излишество. Эти устройства очень популярны, а их продажи неуклонно растут. Некоторые нечистоплотные дельцы используют потребительский спрос в корыстных интересах, не обеспечивая соблюдения прав покупателей.
- Обратилась женщина, купившая бракованный смартфон, - привела пример главный специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская. - Организовали проверку предпринимателя, в ходе которой выяснилось: все смартфоны такой марки в этой торговой точке реализовывали без надлежаще оформленных документов. Индивидуальный предприниматель в качестве физического лица покупал их в Интернете, а затем продавал. Не было ни транспортных накладных, ни других необходимых документов, в том числе - инструкции об использовании устройства на русском языке.
Крупные сетевые магазины регулярно попадают в поле зрения ОЗПП и Роспотребнадзора. Но там работают грамотные юридические службы, которые составляют договоры купли-продажи таким образом, чтобы потребитель изначально был в проигрыше. А читать мелкий шрифт на договоре в несколько листов мы, увы, не приучены.
- Все потребители, которые пострадали от действий недобросовестных продавцов товаров и услуг, вскоре после этого становятся грамотными в деле защиты своих прав, - отмечает Ольга Ковалевская. - Изучают законы, судебную практику. Но хотелось, чтобы это происходило раньше, до наступления конфликтной ситуации.
- Потому и запланировали ряд мероприятий повышения грамотности граждан, причём - самого разного возраста, - резюмировал Владимир Зяблицев. - Потребителям надо помогать и методически, и информационно, и практически. На сайте Магнитогорского городского Собрания депутатов в феврале разместили разработанную Международной федерацией потребителей брошюру "В цифровой мир со знанием прав". Найти её можно по названию в поиске на сайте.