В Магнитогорске состоялся семинар-совещание по вопросам предоставления гос-услуг в сфере кадастрового учета земельных участков и объектов капстроительства через портал Росреестра http://www.rosreestr.ru">www.rosreestr.ru.
Инициаторами стали специалисты филиала Федеральной кадастровой палаты по Челябинской области. Об итогах семинара и возможностях портала рассказывает директор кадастровой палаты по Челябинской области Марина СЕМЕНОВА.
- Для кого был организован в Магнитогорске семинар-совещание? В чем актуальность?
- Специалисты кадастровой палаты провели мониторинг использования органами местного самоуправления сервисов портала услуг Росреестра. Выяснили: далеко не все ими пользуются, хотя это позволяет сделать общение заявителей с госорганами максимально комфортным. Более двух лет Росреестр оказывает такие госуслуги. У портала много сервисов: постановка объектов на учет, получение сведений об объектах недвижимости в режиме онлайн, учет изменений земельных участков. Пользоваться могут физические лица, организации, органы государственной власти, муниципалитеты. Чтобы наладить взаимодействие в электронном виде и оптимизировать предоставление госуслуг, оказываемых кадастровой палатой, и провели семинар. Участвовали представители органов местного самоуправления Магнитогорска, организации технической инвентаризации, кадастровые инженеры.
- Какие преимущества дают электронные сервисы? Исключают подачу документов в инстанции в бумажном виде?
- Во-первых, экономия денежных средств - плата за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа значительно ниже, чем за аналогичные бумажные документы. Кадастровые выписка, паспорт, план обойдутся физическим лицам в 400, 200 и 800 рублей соответственно. А электронный аналог любого из этих документов будет стоить всего 150 рублей. Юридическим лицам за бумажные документы надо заплатить: 1200, 600 и 2400 рублей, за электронные - 300 рублей. Во-вторых, пользование порталом избавляет от посещения пунктов приема-выдачи документов. Для получения сведений кадастра недвижимости достаточно заполнить форму: готовый документ придет на электронную почту. Кому важен бумажный документ, могут выбрать способ получения почтовым направлением либо в территориальном отделе кадастровой палаты. Но тогда стоимость будет как за бумажный документ, а не электронный. Через портал можно осуществить и постановку объекта недвижимости на учет. С помощью уникального номера, присвоенного запросу, в любое время можно получить актуальную информацию о его состоянии. Есть возможность бесплатного получения общедоступной справочной информации из государственного кадастра недвижимости.
- Как физическому или юридическому лицу эффективно использовать электронные сервисы?
- Все зависит от того, какие сервисы необходимы. Для справочной информации в режиме онлайн или запроса сведений кадастра недвижимости не требуется специальных возможностей. А вот для постановки земельных участков или объектов капитального строительства на государственный кадастровый учет понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП). Ее можно получить в удостоверяющих центрах, соответствующих требованиям Росреестра. Их перечень есть на нашем портале. Заявление подписывает заявитель или его представитель, а межевой или технический план в формате XML-документа - изготовивший их кадастровый инженер.
- Каков пошаговый алгоритм постановки на кадастровый учет недвижимого имущества с помощью портала?
- На портале Росреестра rosreestr.ru последовательно выбрать разделы: "Государственные услуги" - "Государственный кадастровый учет недвижимого имущества" - "Электронные услуги". Затем - выбрать форму: заявление о ГКУ земельных участков от физического или юридического лица. Далее - заполнить форму заявления. Для этого необходимы межевой план в формате XML, подписанный ЭЦП кадастрового инженера, при приложении отсканированного образа межевого плана - также ЭЦП кадастрового инженера. Если заявление подает представитель заявителя - образ документа, подтверждающего полномочия, подписанный ЭЦП. Заявление необходимо подписать ЭЦП заявителя. Эта возможность поддерживается только в браузере Microsoft Internet Explorer. На компьютере должны быть установлены сертификат и компонент CAPICOM. На семинаре с помощью электронной презентации мы подробно рассказали, как воспользоваться услугами портала. Ознакомиться с ней можно в разделе кадастровой палаты на сайте управления Росреестра по Челябинской области (to74.rosreestr.ru, "Кадастровый учет" - "О ФГБУ "ФКП Росреестра" - Электронные услуги).
- Почему именно в Магнитогорске возможности портала используют слабо?
- Проблема характерна не только для Магнитогорска. Лидер по пользованию сервисами портала - Челябинск. Магнитогорск - второй по величине город области, поэтому мы уделяем ему повышенное внимание. Активному пользованию услугами в электронном виде, на мой взгляд, препятствует привычка к бумажным документам. Но те муниципалитеты и кадастровые инженеры, которые уже пользуются сервисами портала, ощутили все преимущества.
- Способен ли портал Росреестра разгрузить очереди в кадастровой палате и сократить сроки оформления документов?
- Конечно. Портал позволяет гражданам получать госуслуги кадастровой палаты не выходя из дома. Подать заявление на учет объекта недвижимости можно в любое время, а готовые документы придут на электронную почту в виде ссылки на электронный документ. Другой момент - несмотря на все преимущества, кадастровые инженеры не слишком активно пользуются данным сервисом. Одной из причин называют риск получить отказ в осуществлении учета в связи с тем, что электронный документ в формате XML при загрузке в базу не пройдет форматно-логический контроль. Но этот риск неизбежен и при подаче заявлений на пунктах приема. Однако если в последнем случае орган кадастрового учета незамедлительно примет решение об отказе, то при направлении документов через портал есть возможность исправить XML-документ. Кадастровому инженеру на электронную почту придет уведомление, и у него появится возможность своевременно устранить ошибку. Очевидны плюсы и для заказчика работ: он не пострадает от ошибок кадастровых инженеров при формировании XML-документов. Мы сокращаем сроки госучета по заявлениям, направленным через портал. Сейчас их обрабатывают в десятидневный срок. В ближайшее время планируем сократить его вдвое.
- Каковы типичные ошибки при использовании электронного сервиса?
- Самая распространенная - несоответствие наименований файлов межевых или технических планов файлам ЭЦП. Поясню: файл электронного документа в формате XML представляется в орган кадастрового учета в паре с файлом ЭЦП, имеющим расширение *sig. Наименования этих файлов обязательно должны совпадать. Напомню: ЭЦП должна быть выдана только удостоверяющим центром, исполнившим требования Росреестра. Типичны ошибки при формировании документов в zip-архив. Документ в формате XML обязательно должен находиться в корне архива без включения в дополнительные папки. Кроме того, на каждый объект обязательно формировать отдельный zip-архив. Включение в архив двух и более XML-файлов невозможно. Важный момент - оплата сведений. Запрос на предоставление сведений государственного кадастра недвижимости оплачивается через электронный "QIWI Кошелек". Если учетная запись на сайте QIWI-банка у заявителя отсутствует, необходимо пройти регистрацию. Подробные разъяснения об оплате размещены на нашем сайте. И еще: очень важен выбор региона. При постановке на учет объекта недвижимости, на первом шаге заполнения заявления, в поле "Место постановки на учет" необходимо обязательно выбирать "Челябинская область".