"Беспрецедентное развращение клиентов скидками", - такую претензию предъявил президиум ассоциации туристических организаций Магнитогорска молодым турагентствам. О попытке установить монополию на рынке туризма - в материале "ММ".
На пресс-конференции "О защите прав потребителей туристических услуг" тех, кто желал дать интервью, оказалось куда больше, чем тех, кто хотел его взять. В центре конференц-зала расположилась президент ассоциации туристических организаций Магнитогорска Наталья Макарова. Возле других участников стояли аналогичные визитки: пара вице-президентов ассоциации, несколько начальников отдела, начальник юридической службы, начальник по связям с общественностью и прочие.
Пресс-конференция началась с заявления ассоциации о том, что она - общественная организация, которая призвана "навести порядок на рынке туристических услуг" и "установить некие правила игры".
- Рынок туристических услуг в городе может обрушиться, - заявила президент ассоциации. - Что ждет нас впереди, если ничего не предпринять? Уже сегодня многие туроператоры отмечают беспрецедентную развращенность магнитогорцев скидками. Дело дойдет до того, что они перестанут иметь дело с магнитогорскими агентствами и нам придется летать через Москву. И кто, как не мы, имеющие огромный опыт в этой сфере, может защитить сегодня потребителя? Вот поэтому мы и создали ассоциацию. В связи с отменой лицензий туристический рынок города претерпел изменения: количество фирм утроилось, а клиентов, естественно, не прибавилось. На рынок вышли фирмы, гордо и безосновательно именующие себя компаниями.
- Представьте только: турфирмы открывают жены, дочери, любовницы обеспеченных людей! Им кажется, что это красивый бизнес. У всех нас - тех, кто давно работает, - есть клиенты, которые, съездив пару раз за рубеж, открывают турфирму. На первых порах они, стремясь массово привлечь клиентов, даже отказываются от комиссионных! Но это еще не самый аморальный случай, и объясняется такая стратегия недостатком опыта или ума.
Голословное обещание скидок вносит сумятицу в умы потребителей? - продолжала Макарова. - Вся туристическая сфера, которую мы много лет профессионально развивали в городе, превращается в гранд-базар. Это такое емкое выражение несет глубокий смысл. Это базар и хаос, который привел на туристический рынок непрофессионалов и некомпетентных людей. Когда существовало лицензирование, ценовая политика в городе была корректной, было запрещено манипулировать ценами операторов, а сейчас все стало бесконтрольно.
В глазах журналистов общественный статус президиума возрастал с каждой фразой: умы и души горожан скоро будут очищены от "скидочного разврата" и к людям вернется право приобретать туристические путевки по полной цене.
"Как вы будете осуществлять свою миссию?" - поинтересовались журналисты.
Участники пресс-конференции раскрыли методы воспитания туристического "молодняка": от привлечения надзорных органов и сообщения "куда надо" до составления черного списка молодых и резвых, но "неправильных" компаний, которые посмели сбить цену авторитетным участникам туристического рынка. Президиум ассоциации также намекнул на возвращение лицензирования туристического бизнеса - пусть не во всей России, так хотя бы в Магнитогорске.
- Для этого мы, старые профессиональные фирмы, собрались и объединились в ассоциацию, - сообщила Наталья Макарова.
Не знаю, что чувствовали в этот момент коллеги, но у меня в голове произошел щелчок. До этого меня все мучил вопрос, откуда в городе вдруг разом появилось столько бескорыстных правозащитников? Общественная работа - дело неприбыльное. Поскольку возле членов президиума ассоциации никаких других табличек, кроме тех, что говорили об их общественном статусе, не стояло, думалось о них очень уважительно. Но тут закралось подозрение…
- Так вы все, значит, тоже коммерческие структуры? Только опытные, да? Авторитетные? И вы объединились, чтобы научить бизнесу молодых? - спросила я.
За табличками "вице-президентов" и "начальников отделов" замаячили бренды конкретных турфирм: туристическая компания "Магнитогорский Спутник" - ее возглавляет президент ассоциации, "Ковчег", Marina Club, "Алые паруса", "Эльдорадо-Тур" и еще несколько "общественников".
На вопрос журналистов, как, собственно, инициатива местных авторитетов по установлению своих "правил игры" на туристическом рынке соотносится с законом о конкуренции, те разразились негодующими возгласами:
- Наша задача - упорядочить бизнес, который вышел из соответствующих рамок. Заманивают людей скидками якобы до 10-30 процентов …
- Демпинговать на рынке могут только туроператоры, что сейчас и происходит в связи с кризисом. И, на мой взгляд, демпингуют они беспредельно, доходя до предложений в 10-12 тысяч рублей. И от этой цены наши туристы еще просят скидку!
В зале повисла короткая пауза. Я попробовала прикинуть степень собственного разврата и поняла, что в этой аудитории вслух о ней лучше не сообщать.
- И вы знаете, сегодня этот скидочный вирус поразил все сферы бизнеса, - продолжал негодовать президиум.
- Да, новоиспеченные турфирмы приходят и дают скидки. К сожалению, это не запрещено законом…
- На туристический рынок пришли те, кто еще вчера торговал мясом или, в лучшем случае, продавал колготки…
- Нет рычагов, кроме криминальных, запретить кому-либо заниматься этим бизнесом…
- Да, мы боремся за потребителя. И мы вынуждены принимать меры.
- Клиенты не должны потеряться в море турагентств города и попасть в лапы непрофессионалов. Мы заявляем об этом официально.
Стало жарко. Приближалась кульминация. Журналисты задали, наконец, правильный вопрос: "А как бы вы, руководители ассоциации, порекомендовали выбирать турфирму?"
Президиум ассоциации ответил:
- Ну, если, например, на двери турфирмы будет написано: "член ассоциации".
- Членов ассоциации мы еще не набрали. Прием открыт, - намекнула Макарова.
- Но сразу внесем поправочку. Мы создаем ассоциацию только из профессионалов, которые работают не менее десяти-пятнадцати лет на этом рынке…
- …и старые лицензии надо будет достать…
- Каждый член ассоциации должен будет принять и подписать устав, этический кодекс и строго ему следовать. Мы всех знаем. Здесь, среди членов правления, сидят сведущие люди с наметанным глазом, которые сразу определят профессионализм.
Ознакомиться с этическим кодексом "правильных" турфирм журналистам не дали: президиум сослался на то, что это многостраничный довольно скучный документ, главные положения которого они, собственно, уже рассказали. То есть в нем - те самые "правила игры". Кроме того, для вступления в ассоциацию турфирме придется заполнить подробную анкету и представить "документы, подтверждающие профессионализм". Нарушение этических правил, установленных авторитетами рынка (речь, видимо, о "развратных скидках") грозит позорным изгнанием из ассоциации, возможно, с помещением в "черный список".
Но ни одна заблудшая и погрязшая "в аморальности" турфирма, раскаявшаяся в своих связях с демпингом, на пресс-конференцию не явилась. Молодняк бессовестно не уважил авторитетов. Да и журналисты остались слегка неудовлетворенными: хотелось услышать про реальные механизмы повышения качества туристических услуг - семинары, "круглые столы"... Нам же все рассказывали про "неправильную" ценовую политику и избавление от нерадивых.
- Странно, мы разослали более ста приглашений с призывом вступить в ассоциацию, но никто не отозвался, - удивилась президент "общественников" Наталья Макарова.