Наступивший год для меня и моих сверстников станет судьбоносным.
Банально звучит, но от результатов выпускных экзаменов зависит будущее каждого. Большинство из нас ставит перед собой задачу поступить в вуз на бюджетной основе, поэтому каждый заработанный на ЕГЭ балл - на вес золота.
От родителей приходится слышать: "Сдавай два-три экзамена, кроме обязательных математики и русского, мы ведь в свое время сдавали". Однако многие выбирают один предмет, максимум два. Почему? Причин несколько. Некоторые выпускники, например, определились с будущей профессией и прилагают все усилия для того, чтобы успешно сдать "свои" предметы. Как правило, у ближайшего окружения это физика или обществознание. Будущим врачам для поступления в медицинскую академию необходимы химия и биология.
И лишь те, кто до сих пор не решил, на кого учиться (таких немного), выбирают три, а то и четыре предмета для сдачи ЕГЭ. Плохо это или хорошо - судить трудно. Но по себе знаю, как много тратится сил и энергии, когда не за одним зайцем гонишься. Но есть у выпускников такая палочка-выручалочка, как участие во всероссийских олимпиадах. Показал хороший результат - получай автоматически дополнительные баллы, поэтому многие ребята пробуют силы в различных конкурсах. Дипломы и грамоты могут впоследствии дать дополнительное преимущество при поступлении.
Но кто бы куда ни собирался - от дополнительных занятий с репетиторами никуда не деться, и они бьют кувалдой по родительским кошелькам. Многие ученики нашей школы стали таким образом готовиться к экзаменам еще с сентября. С тех пор дни у выпускников расписаны по минутам. Когда времени в обрез, надо чем-то жертвовать. Уроками не получится, поэтому некоторым пришлось или совсем отказаться от кружков и секций, или уменьшить количество посещений. Все мысли - об успешной сдаче экзаменов. Ради нее готовы нести любые жертвы и расходы. Будут ли они в итоге оправданны? Ответ получим в конце июня.
Важным аспектом в теме ЕГЭ является отношение выпускников к экзаменам, а точнее - к форме сдачи. Как лучше отвечать: устно или письменно? Большинство опрошенных мною сверстников принимают существующие порядки как данность, выделяют некоторые преимущества нынешней системы перед той, что была, скажем, в 80-е годы. Сейчас, например, каждый ученик может проверить знания, написав пробный вариант любого экзамена. Легко можно приобрести сборник с типовыми заданиями и нарабатывать навыки их решений. Из этого нетрудно извлечь дивиденды, ведь лишняя практика никогда не помешает - не правда ли? Опять же в школах проводят специальные курсы для подготовки к ЕГЭ - на них тоже можно устранить пробелы в знаниях.
С другой стороны, жаль, что нет больше устного экзамена по таким предметам, как литература и история. По-моему, это огромный минус. Умение говорить и грамотно "орудовать" словом дано не всем, но тот факт, что не предпринимаются даже попытки развития речи, - удручает. Да, осталось в рамках ЕГЭ написание эссе и сочинений, но живой беседы выпускника с преподавателями это не заменит. Правда, никто из опрошенных ребят не изъявил желание сдавать устный экзамен. Не знаю, остались ли вообще желающие среди старшеклассников? Сам, по крайней мере, таких не встречал.
Результаты пробных экзаменов, которые проходили во второй половине декабря, оказались неожиданными. Приведу пример из своего класса. Сосед по парте писал "пробники" по русскому языку, физике и математике. Стоит сказать, что точные науки ему даются. Но лучший результат он показал на экзамене по русскому - около 90 баллов из 100. Физику сдал на 53 балла, хотя именно этот предмет выбрал как дополнительный. По математике же не добрался даже до 50 - всего лишь 39! Казалось, русский язык для поступления в вуз однокласснику не нужен, однако на экзамене по нему - результат достаточно высокий, а предметы, на которые делается основная ставка, - можно сказать, провалены.
Нет сомнений, на настоящих экзаменах будет иной результат, но первый тревожный звоночек прозвенел, и к нему стоит прислушаться. "В первую очередь результаты пробных экзаменов указывают нам на проблемы и позволяют проанализировать ошибки. Впереди есть время для дальнейшей плодотворной работы", - комментирует итог один из опрошенных учеников. "Объективно результаты оказались ниже прогнозируемых, но это не повод опускать руки и ставить крест на надеждах", - поделилась мнением его одноклассница.
Со второй половины апреля мы переходим на особый график: начнем заниматься лишь теми предметами, которые нужны для поступления. Итоговые оценки по всем остальным к тому времени уже выставят. И нам, будущим абитуриентам, останется выдержать последний бой. Каждого, будем надеяться, ждет успех.