С января по июнь "ММ" раскрывал читателям основные правила взаимоотношения собственников жилья с обслуживающими компаниями. Под рубрикой "Азбука ЖКХ" газета рассказала о том, кто за что отвечает, как строить отношения с ресурсоснабжающими организациями.
Несколько раз был сделан акцент на то, что многое сегодня зависит от самих жильцов, их неравнодушия. После публикаций в редакцию было немало звонков от горожан, которые интересовались: как конкретно повлиять на ситуацию, какие механизмы влияния на коммунальщиков использовать.
Бывает, что и управляющая компания вполне устраивает, и вроде порядок в подъездах и во дворе, но ведь нет предела совершенству, всегда есть желание что-то добавить, изменить. В собственной-то квартире то мебель переставляем, то балкон утепляем… Так разве общее имущество многоквартирного дома не достойно такого же пристального внимания?
В каждом доме есть один или несколько человек, которые хотели бы что-то изменить-добавить-улучшить, но порой свои стремления воплотить в реальные дела не получается - дальше банальных разговоров у подъезда дело не идёт. Итак, инициативная группа нашлась. Осталось выяснить, с чего начать.
В этом нам помогла разобраться юрист, много лет работающая в области жилищно-коммунального хозяйства, Юлия Григорьева.
- Отправной точкой должно стать общее собрание собственников. Если обязательное годовое уже прошло, можно собрать внеочередное - его способен инициировать любой собственник. Цель собрания: выбрать совет дома и председателя. Именно этот орган и его руководитель способны стать связующим звеном между жильцами и обслуживающими многоквартирный дом организациями.
В совет дома достаточно избрать двух-трёх человек.
Важно, чтобы это были неравнодушные, способные довести задуманное до реализации, грамотные люди - если не имеющие достаточных знаний в сфере ЖКХ, то способные их получить.
Стоит отметить, что по Жилищному кодексу регистрация совета дома в органах самоуправления не осуществляется. Совет дома во главе с председателем обеспечивает выполнение решений общего собрания, может вносить предложения по использованию общего имущества и земельного участка, на котором расположен дом, контролирует оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, качество предоставляемых коммунальных услуг.
- Первое, что порекомендовала бы избранному совету дома, - наметить и добиться от управляющей компании выполнения ряда мероприятий по энергосбережению, - рассказала Юлия Александровна. - Это конкретный перечень, который многие УК просто игнорируют. Нужно утеплить общее имущество: поставить пластиковые окна в подъездах, а также двойные двери - железные коробки, которые сегодня есть в большинстве домов, к сожалению, тепло не держат. Герметично нужно закрыть и окна в подвалах. Кстати, кроме теплоизоляции это закроет вход для бездомных животных, которые, поселяясь колониями, становятся рассадниками инфекций. Обратите внимание на то, в каком состоянии коммуникации, трубы теплоснабжения должны быть в "шубах" - утеплёнными специальными материалами. Для слесарей голые трубы, конечно, удобнее для обслуживания, но за потери тепла платят жители.
После того как выполнены эти важные мероприятия, можно позаботиться и о других вещах, к примеру, об эстетике. Ремонт в подъездах должен проводиться не реже одного раза в пять лет. По согласованию с жильцами совет дома вправе диктовать исполнителю работ, каким цветом красить стены, какие материалы использовать в отделке. В хорошем состоянии должны быть почтовые ящики, доска объявлений. Светильники в подъезде желательно установить реагирующие на движение - тоже с целью экономии.
Если совету дома вдруг не удаётся по каким-то вопросам достичь согласия с управляющей компанией, если его решения не выполняются, то необходимо созвать внеочередное собрание собственников, которое обяжет коммунальщиков прислушаться к желанию жильцов. Лучше, конечно, совету дома найти точки соприкосновения с управляющей компанией. Простыми словами - дружить. Ведь, по большому счёту, цель у всех одна - обеспечить качество содержания и обслуживания дома.