За десять дней до начала учебного года одиннадцатиклассникам сельской средней общеобразовательной школы в поселке Приморский Агаповского района и их родителям и родственникам объявили, что выпускной класс расформирован и предложили "добровольно" поискать другое образовательное учреждение.
Зинаида Дмитриевна, бабушка одной из учениц, обратившаяся в редакцию "Магнитогорского металла", сказала, что все, кого затронула столь скоропалительная "реформа", были буквально ошарашены: почему руководство школы и муниципальный отдел образования выбросили детей за порог школы практически перед первым сентября. Ей и внучке Алене без обиняков заявили, что девочка вообще не может претендовать на место в этой школе, поскольку она прописана в Магнитогорске и до десятого класса обучалась в городской школе. На это есть соответствующий приказ Минобразования № 107 от 15 февраля 2012 года, в пункте 5 которого (Порядок приема граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения) говорится о том, что на обучение принимаются граждане, которые проживают на территории муниципального района или городского округа. Положение этого подзаконного акта, во-первых, небесспорно, поскольку оно противоречит Конституции РФ, в которой прямо утверждается, что граждане Российской Федерации имеют право не получение образования независимо от регистрации и места проживания. А во-вторых, в отношении Алены речь идет не о приеме на обучение, а на его продолжение в школе, в которой она обучалась в десятом классе и была переведена в выпускной класс. "Ваша внучка, - заявила бабушке директор школы Ольга Шишлонова, - обучалась у нас исключительно из-за наших с вами добрых отношений, а сейчас мы одиннадцатый класс расформировываем". Дополним мысль Ольги Викторовны: мол, а посему выдьте за дверь. Но Алене, к примеру, в городе фактически места нет - ни в доме отца-алкаша, ни в новой семье матери. А жить самостоятельно в съемном жилье - непомерных денег стоит. Самое благоприятное - жить с заботливой бабушкой, да вот "школьная реформа" от домашнего уюта и душевного тепла отлучает: " Алену обязаны взять в школу, в которой она училась раньше, по месту прописки", - категорично заявила директор.
Закрытие выпускного класса, а также, как выяснилось, и десятого, немногочисленные учащиеся которого были переведены в Желтинскую среднюю школу, где сохранился 10-й класс, затронули интересы "всего" трех человек: в прошлогоднем десятом классе было шестеро учащихся. Двое парней, не обременявших себя постижением знаний, были отчислены за неуспеваемость, а одна девочка поменяла место жительства. Осталась "городская" Алена и двое, по выражению директора школы, "наши", которых никто за порог школы выбрасывать не собирается.
- Мы их обязательно куда-нибудь пристроим, - сказала Ольга Викторовна, - есть варианты возить их школьным автобусом в Буранную школу либо договориться с городской школой в поселке железнодорожников, которая находится всего в пяти километрах от Приуральского. И пока я не получу письменного подтверждения о том, что дети будут приняты на обучение в другое учреждение, документы им выданы не будут.
Но пикантность при фактической ликвидации двух старших классов в том, что ее, ликвидацию, вроде бы никто и не проводит. Приказа о ликвидации районный отдел образования не издавал, Ольга Шишлонова свои действия преподносит как собственную инициативу исключительно в интересах бюджета школы, хотя, по ее утверждению, муниципалитет "в курсе".
Необходимость расформирования двух старших классов, причем с сохранением статуса средней школы, что очень странно, банальна и отчасти понятна, поскольку "школьный секвестр" связан с так называемым подушевым финансированием, лимитами при лицензировании и аккредитации, при которых сохранение очень "усеченных" классов ложится тяжким бременем на бюджет школы, в том числе и, наверное, главным образом, на зарплату учителей и руководителей образовательного учреждения. Но трудно поверить в то, что министерский приказ, изданный еще в феврале и на который ссылается, в частности, Ольга Шишлонова, "дошел" до школы только накануне нового учебного года. Можно предположить, что руководство школы тянуло до последнего, рассчитывая, что проблема рассосется сама собой. Подтверждением тому, в частности, признание директора, что она вообще не видит смысла обучения оставшихся детей в выпускном классе, дескать, по уровню подготовки они не только не могут претендовать на поступление в вузы, но им не "светит" и успешная сдача ЕГЭ. По признанию мамы одной из учениц, их в этом направлении довольно настойчиво "обрабатывали". Но, извините, низкий уровень знаний - вина не только самих учеников, их родителей и законных представителей, но и школы. Одна из учителей в приватной беседе призналась, намеренно используя современный сленг: мы как бы их учим, а они как бы учатся. Нынешние пока еще не отчисленные одиннадцатиклассники, имеют очень низкий уровень знаний, некоторые бездельничали весь учебный год, и только в апреле-мае спохватились, да и то, закрывая глаза, им выставляли оценки по принципу "три пишем - два в уме".
Ситуация с выпускными классами имеет общероссийский демографический характер. По свидетельству директора школы, в 2006 году в 11 классе обучалось 36 человек, в последующие годы шел спад: 20, 13, 11, 7. А сейчас школа оказалась "на самом пике ямы". Но намечается и положительная тенденция: на этот учебный год в двух девятых классах будут обучаться 36 человек. Так что есть надежда, что в ближайшие годы в школе восстановится и старшее звено - 10-й и 11-й классы.
Приморский, более известный магнитогорцам как МОС (молочно-овощной совхоз), основанный в 1929 году в качестве продовольственной базы Магнитостроя, сегодня, по сути, стал поселком-пригородом Магнитогорска, хотя административно и относится к Агаповскому району. Здесь по-прежнему работает молочный завод, ставший частным предприятием, на обширных площадях выращиваются овощи по современным технологиям. Многие поселковые работают в городе, с которым существует надежное транспортное сообщение. И многие жители бывшего совхоза не считают поселок бесперспективным. Хотелось, чтобы это относилось и к средней школе с достаточно серьезной, отнюдь не "деревенской" базой.
Между тем ситуация с "расформированием" 11-го класса разрешилась довольно причудливым образом: 1 сентября после торжественной линейки в честь Дня знаний девочек выпускного класса наравне со всеми пригласили на занятия.
- Мы и не собирались расформировывать 11-й класс, - прокомментировала ситуацию директор школы Ольга Шишлонова, - была попытка поставить девочек на место, предупредить, что если они будут относиться к учебе так же, как и в прошлом учебном году, вполне возможно, что 11-й класс придется закрыть. Такая вот превентивная педагогическая мера. Есть дети, для которых самый логичный путь после девятого класса - в профессиональное образование. Этих девочек мы в свое время пожалели, ставили тройки. Сейчас, с ЕГЭ, этот номер уже не проходит. Но в данном случае наши одиннадцатиклассницы посчитали, что школу они закончат успешно, и мы им поверили. Мы не церберы, как считают некоторые родители и учащиеся, которым мы желаем только добра, знаний, успехов в жизни.
Кстати, из одиннадцати выпускников Приморской средней школы в нынешнем году семеро поступили в магнитогорские вузы на бюджетные места.