На одной из сессий Петербуржского международного экономического форума, который проходит с 15 по 18 июня, эксперты обсудили «новую» этику – инструмента, ставшего главной причиной очередной волны фейков в Интернете. При этом инструмент поставлен на коммерческие рельсы: его используют, чтобы внимание пользователей растворялось в информационном шуме, они тратили больше денег на то, что им не нужно, и беззаботно предоставляли персональные данные кому ни попадя.
Открывая сессию её модератор, генеральный директор АО «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров, определил «новую» этику как всё то, что нарушает права, свободу и ментальное здоровье человека. Этот инструмент часто применяется на площадках ушедших из России социальных сетей и становится причиной потока фейков и в целом информации, которая манипулирует мнением пользователей. Однако по мнению Жарова, вопрос сохранения свободы слова в цифровом пространстве стоит крайне остро.
Фото: Александр Жаров_ТАСС
Суть такого явления, как цифровое пространство, не имеет однозначной трактовки. Это и ослабленная проекция реального мира, и в то же время полный уход от действительности, абсолютное разграничение онлайна и офлайна. А ещё цифровое пространство настолько насыщенно смыслами и способами активного влияния, что в некоторых случаях уже реальность становится его проекцией. Об этом рассказал генеральный директор центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов:
– Цифровое пространство может быть инструментом сброса негативных эмоций, что решает психотерапевтическую задачу – снижение количества преступлений в мире отчасти этим и объясняется. Но создаётся риск формирования паттерного поведения, которое начинает воздействовать на других пользователей притом, что в цифровом пространстве не хватает позитивных смыслов. И это вопрос к нам: что мешает вести себя более позитивно?
Фото: Алексей Фирсов_ТАСС
Фирсов объяснил, что когда изучали феномен игры «Синий кит», приводившей к детским и подростковым самоубийствам, заметили, с какой лёгкостью люди превращают цифровое пространство в центр ответственности – «мы не виноваты» – уходя, таким образом, от проблемы. Поэтому необходимо формировать, как выразился спикер, слой людей, которые будут способны формировать позитивнее смыслы и делать это искренне, а также окажутся заинтересованы в изменении социальной среды.
Но пока такого «слоя людей» нет, стоит ли в связи с этим ограничивать рекомендательные системы, например, в соцсетях, надо ли удалять сомнительный контент? Генеральный директор «ВКонтакте» Марина Краснова отметила, что рекомендации позволили, например, многим талантливым музыкантам найти свою целевую аудиторию, развить цифровую коммерцию. Удаление же контента допустимо, если тот нарушает законодательство, и за этим следят модераторы соцсети: они его не только выявляют, но и предугадывают вредную информацию. Алгоритмы в этом плане совершенствуются – в том числе благодаря пользователям.
– Очень важно обращать внимание на молодое поколение, для которого нет разделения между онлайном и офлайном – это вызов для нас, мы должны отвечать их запросам, – подчеркнула Краснова.
Фото: Марина Краснова_ТАСС
Следующий же спикер, директор регионального общественного центра интернет-технологий Рустам Сагдатуллин, заявил, что сервисы и ресурсы, соцсети в том числе, злоупотребляют вниманием пользователей – и это тоже вопрос этики. Происходит навязывание услуг и товаров, принуждение к пребыванию на их площадках, для чего используются тёмные паттерны – манипуляции поведением пользователя. Людей склоняют к выгодным для коммерческой компании решениям.
– Практически все ресурсы используют тёмные паттерны – чтобы пользователь потратил больше денег, предоставил больше данных о себе, которые потом опять же используются для увеличения среднего чека или продаются третьей стороне, заинтересованной что-то навязать, – рассказал Сагдатуллин. – Например, при покупке в Интернете билетов на самолёт или поезд навязывают страховку. Предлагают подписки на сервисы, по которым будут бонусы, но часто обычный пользователь платит за тот же самый товар меньше, чем человек, оформивший подписку. Причём подписка оформляется в два клика, а уйти от неё будет гораздо сложнее. Лучшим примером тёмных паттернов стали действия онлайн-банка, который подключал клиентам активную рассрочку только потому, что посмотрели рекламу об этой услуге.
Фото: Рустам Сагдатуллин_ТАСС
Дети, хотя и не расстаются со смартфоном, больше подвержены манипуляциям в Сети – и ладно, если их просто «разводят» на деньги. Как объяснить, что хорошо, а что плохо, рассказал первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. По его мнению, цифровая гигиена – необходимость. «Новая этика» – это «евроэтика», означающая вседозволенность, от которой детей надо предостерегать.
– Очень важно прививать критическое мышление с раннего возраста. Мы должны смириться с тем, что за каждое слово в соцсети понесём ответственность, как и в реальной жизни, – считает Бугаев. – В этом году в школах запустили ряд тематических уроков, которые противодействуют распространению фейков. Вообще, наша работа направлена на то, чтобы дать возможность всю информацию из Интернета рассматривать критически. Здесь важна консолидация усилий государственной власти и коллег, которые работают в Интернете, важно договориться в понятиях и подходах. Если этого не сделать, то нашим оппонентам, которые тоже борются за умы и души наших детей, будет очень легко работать.
Фото: Александр Бугаев_ТАСС
В завершении сессии генеральный директор центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов заметил, что регулировка Сети никогда не заменит этику, цифровая сфера живёт подражанием, она всё равно уйдёт вперёд. Поэтому этика в Интернете должна стать этикой гражданского общества.
Петербургский международный экономический форум – уникальное событие в мире экономики и бизнеса. Проводится с 1997 года, с 2006-го – под патронатом и при участии президента Российской Федерации.