В Магнитогорской картинной галерее торжественно открыли персональную выставку Григория Мануша. Работы заслуженного художника России собрали любителей графики, знатоков холодного оружия, почитателей ювелирных изделий.
Выпускник Нижнетагильского педагогический института возродил угасший было в перестроечные годы уникальный вид декоративно-прикладного искусства - производство подарочных образцов холодного оружия, церковных и ювелирных изделий. Григорий Иванович - главный художник и руководитель творческого объединения "ЛиК" и мастерской изделий из камня. Аббревиатура расшифровывается как "Лохтачёвы и К". Четверть века назад Григорий Мануш с друзьями - ныне заслуженными художниками России супругами Александром и Ниной Лохтачёвыми основали творческое объединение, изделия которого стали известны не только в стране, но и в мире. Магнитогорцы знакомы с работами "ликовцев" по выставке, которую златоустовцы привозили в Магнитогорск в прошлом году: рисунки знаменитых людей, пройдя живописную "редактуру", были увековечены в гравюре на стали.
В экспозиции выставки представлены сабли, мечи, кинжалы, кортики, часы, вазы, ларцы и чаши, а также эскизы изделий, большинство из которых ждёт своего воплощения в металле. Мастера "ЛиКа" сохранили традиции златоустовской школы, возродили раритетные технологии русского ювелирного искусства. Произведения уральских умельцев украшают залы отечественных, зарубежных музеев, хранятся в частных коллекциях.
- В 90-е годы Златоустовская оружейная фабрика, существовавшая более 250 лет, пришла в упадок, - вспоминает Григорий Иванович. - Мастеров разогнали, оборудование распродали. С другом Александром Лохтачёвым и его супругой Ниной решили возродить промысел. Во вновь созданное предприятие внесли стартовый капитал - три и пять рублей. В хозмаге купили медный таз, разрезали верхнюю часть, развальцевали, сделали поднос, который я полировал неделю. Потом Нина его разрисовала. Во дворе протравили кислотой, на часовом заводе покрыли никелем, в челябинской тюрьме - золотом. Нина, шутя, назвала работу поэмой экс-таза. Поднос принёс первую прибыль. Постепенно разжились инструментами. Ребятишки Лохтачёвых ходили на свалку металлолома, искали инструменты… А через три года московский музей прикладного искусства предоставил нам для выставки два зала. Сейчас в Златоусте около 150 мастерских занимаются гравюрой, и почти все отпочковались от нас.
Что касается сохранения традиций, в которых есть и немецкий след, то Григорий Иванович объяснил: заграничных мастеров пригласили раскрыть секреты производства, показать технологию. В давние времена немцы гравировали на клинках иглой, а русский лентяй Ваня Бушуев стал рисовать кисточкой. Впоследствии мастера из Неметчины переняли более совершенную технологию производства уральских мастеров.
Григорий Иванович провёл для журналистов экспресс-экскурсию по ретроспективной выставке. В зале выставлено не только оружие и ювелирные изделия, выполненные по его эскизам, но и графические листы, ранние работы художника. Подведя к эскизу с изображением дарохранительницы, Григорий Иванович рассказал об уникальной работе:
- Это - сердце храма Христа Спасителя. Истинный размер церковного предмета - полтора мет-ра. Материал - малахит и 40 килограммов серебра. Чтобы копия соответствовала оригиналу, приходилось работать с архивными фотографиями, чертежами.
Объединение выполняет заказы правительства России и старейших королевских дворов мира. Наиболее значительные произведения были созданы Григорием Манушем в соавторстве с Лохтачёвыми.
В 1995 году для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе изготовили щит и меч Победы, высота которого превышает два метра. К 300-летию Российского флота создали коллекцию уникальных кортиков, изготовили подарочное оружие - мечи "Памяти и Благодарности" народу Америки, Франции. Выполняли и частные заказы, например, для короля Иордании, пожелавшего иметь коллекцию "украшенного" оружия. В списке работ и призы, ювелирные кубки, которые вручали победителям международного фестиваля Малого театра. Письменный прибор из серебра и малахита есть в кремлёвском кабинете Владимира Путина.
Произведения "ликовцев" не раз отмечены на международных выставках. Мемориальный фонд Карла Фаберже наградил мастеров орденом Франца Бирбаума. Работа творческого объединения - шпага "Парус" получила второе место на выставке, недавно проходившей в Историческом музее.
В образцах оружия художник передаёт дух времени, стиля, народных традиций, объединив колюще-режущие предметы в серии восточного, русского, охотничьего и фантазийного оружия. Мечи, сабли и кортики, оплетённые ювелирным серебряным кружевом, из смертельных клинков переходят в разряд произведений искусства. Наверное, один из подобных образцов вдохновил Михаила Лермонтова на поэтические строки: "Отделкой золотой блистает мой кинжал; / Клинок надёжный, без порока; / Булат его хранит таинственный закал - / Наследье бранного востока".
Предметы быта, например, часы, шкатулки, шахматы, органично сочетают гравировку и уральские камни: яшму, малахит.
- Это заслуга Владимира Блинова, большого специалиста по органике, - объясняет Григорий Иванович. - На одной из выставок известный стилист Вячеслав Зайцев восхитился изделиями, в которых сохранено равновесие металла и камня.
По мнению куратора выставки, старшего научного сотрудника научно-фондового отдела Ольги Шадриной, эскизы Григория Мануша - самостоятельные произведения искусства. Выполненные с присущей художнику ювелирной проработкой, они передают фактуру материала: блеск стали и золота, муар булата, сияние драгоценных камней.
Член Союза художников России Олег Базылев отметил идеальную композицию эскизов:
- Прекрасно скомпонована восточная серия оружия. Эскизы выполнены по законам золотого сечения. Четко, чисто и грамотно сделано. Могу сравнить работы художника с образцами старинного оружия, которое видел в ташкентском и ашхабадском музеях. В эскизах соблюдены восточные традиции, нет дешёвого новаторства и самодеятельности.
- Мои картинки - это букварь, - считает Григорий Иванович. - В мастерской есть хороший чертёжник, но нашим мастерам достаточно моих эскизов. Из всех картинок лишь процентов десять воплощены в изделия. Чтобы "листы" обрели "жизнь", готов даром отдать эскизы ювелирам. Надо немало потрудиться, чтобы рисунок ожил. Над воплощением идеи художника работает целая команда. Изделие проходит слесарный, литейный цехи, полировку, гравировку, гальванику. У нас есть даже гобеленовая мастерская.
А еще удивляет число и разнообразие материалов, которые были использованы при создании, например, меча "Малый охотничий": дерево, золото, дамаск, латунь, никель, кап березовый, кожа.
Григорий Иванович показал работу, которую считает знаковой. Авангардное полотно резко выделяется среди реалистичной графики пейзажей. В смешении красок угадывается глаз, очертания чёрной птицы и светлые краски горизонта:
- Создавал в 90-е годы безвременья. Старался выразить настроение, предчувствие. Тёмные краски на первом плане - пессимистический настрой тех лет. Но верил, что придёт светлое будущее, потому изобразил на горизонте оранжевые блики зари. Так и случилось. Счастлив тем, что каждое утро прихожу в мастерскую, сажусь за кульман и начинаю работать.