"Пивной" вопрос давно разделил российскую аудиторию (не рискну в этом контексте употребить слово "общество") на три лагеря: тех, кто не желает видеть пьяную матерящуюся молодежь возле каждого киоска; тех, кто сам начинает день с бутылочки; и тех, кто на этой, так сказать, человеческой слабости зарабатывает деньги, снабжая в ближайшем ларьке всех страждущих пенным напитком (куда деваться - малому бизнесу везде у нас дорога).
Вроде бы до зимы - рукой подать, но примета "новой" Магнитки не исчезает: утром, даже в мороз, у киосков обязательно появляются люди с бутылками пива в руках. Ни большая вероятность простуды, ни "свиной" грипп, ни "антипивной" сезон, ни поговорка, что с утра даже лошади не пьют, - ничто их не пугает. Они уверенно двигаются "с темным пивом в светлое завтра": с утра выпил - весь день свободен.
Правда, то бутылочное пиво, что продают по дешевке в наших киосках, благородным напитком и назвать-то нельзя. "Продвинутые" "химические" технологии производства вкупе с погоней за снижением себестоимости превратили живое пиво в некий порошковый суррогат, который правильнее было бы именовать алкогольным напитком со вкусом пива. Рецепт приготовления тщательно скрывается, чтобы не пугать покупателей. Но попробуй, скажи об этом пивососам! Или заикнись о "пенном" засилье… Как только на "горизонте" возникают малейшие попытки власти пресечь пивную вакханалию, тут же раздаются стенания: душат малый бизнес! И тонут в "предпринимательских" воплях голоса трезвых магнитогорцев, адресованные ларечникам: "А вы, ребята, кроме как пивом торговать, еще что-нибудь в этой жизни умеете?"
Неутолимое желание народа много пить - не только пива - в Магнитогорске всячески поощряется. Для любителей выпить работает масса закусочных и пивных, любой сорт пенного напитка всегда в продаже в киосках, на каждом углу - "антикризисные" рекламные объявления под заголовком "Экономь!", призывающие непременно купить пива. Свою лепту вносят и федеральные "программы". Талантливые отечественные режиссеры снимают прекрасные фильмы об особенностях национального пьянства, и это кино становится культовым. Некачественное пиво порой почему-то особенно заботит чиновников высокого ранга. Люди, принципиально непьющие, вызывают в стране чувство недоверия. Граждане, спившиеся до состояния животного, - плохо скрываемое чувство национальной гордости…
Те, кто имеет непосредственное отношение к "экономике киосков", признают: продажа пива приносит им основной доход, даже цифры называют - более пятидесяти процентов. В дни "городского сумасшествия", то есть в массовые праздники, эта доля только возрастает. А деньги, как известно, не пахнут. Поэтому вряд ли ларечный бизнес отмоется когда-нибудь от пенного цвета, если власть не проявит волю, как она сделала лет десять назад, когда в одночасье запретила киосочникам торговать водкой. Сами, по доброй воле, они не зарежут курицу, несущую золотые яйца.
Бояться "разорения" предпринимателей не надо: не будет этого. "Антипивные" меры малый бизнес никогда не задушат. А просто приведут к тому, что некоторые ларечники переквалифицируются, например, в "кафешников", а то и вовсе займутся производством материальных ценностей и прекратят "барыжничать". У них, владельцев киосков, изменится качество жизни, поскольку достойное занятие облагораживает человека и делает его умнее. Они вспомнят, наконец, о свободе не только для себя ("Я имею право торговать пивом - не ущемляйте права человека!"), но и для всех ("Даже с детьми по городу нельзя прогуляться: везде сидят и пьют!"). Они перестанут по-отечески взирать на алкогольно-пивные компании, поскольку те уже не будут приносить им прибыль.
Есть, конечно, опасность, что пивную нишу ("Пиво у народа не отнять!" - подчеркнул в одной из своих песен Тимур Шаов) займут конкуренты - супермаркеты да предприимчивые бабульки. Но у них "пенные" возможности не те. До магазина потенциальному покупателю надо еще дойти ("по пути" не каждый туда заглянет), а бабулька, если и начнет приторговывать пивом, рекламировать себя не станет. Киоск же - вот он, стоит и обеспечивает "промоушен" сам себе…
Пусть меня обвинят в занудстве, но все-таки скажу: пиво надо пить не "из горла" под кустом у киоска, а в нормальной цивильной обстановке - в баре, кафе, ресторане (бокалы и красивые кружки, элегантное заведение), дома, наконец! И употреблять не порошковый суррогат, а настоящий, сваренный по веками проверенным технологиям пенный напиток, который, если пить его с умом, а не с извращениями, будет даже полезным.
Кстати
"Пивная" проблема актуальна для всех российских городов, в том числе и для столицы. Как сообщает газета "Коммерсантъ", в московской мэрии на днях разгорелся нешуточный скандал. Мэр Юрий Лужков отменил распоряжение префекта Северного административного округа Олега Митволя о запрете на торговлю пивом и сигаретами с лотков и из киосков. По мнению Лужкова, префект превысил должностные полномочия.
Распоряжение N 380 было подписано столичным мэром 30 октября и опубликовано 2 ноября. В нем решения префекта САО отменяются "в связи с превышением должностных полномочий". Остальных столичных префектов градоначальник предупредил "о недопущении подобных фактов". В чем выражается превышение полномочий Олегом Митволем, в документе не поясняется.