Если верить опросу, что на прошлой неделе проведен на этом сайте, примерно треть магнитогорцев платежными терминалами не пользуются. Может быть, правильно делают…
"Меня вчера гаишник за нечитаемые номера оштрафовал…- А что, номера были грязные? - Нет, номера - чистые, просто гаишник - неграмотный…." Впору этому "бородатому" анекдоту придумывать современные "аналоги", например, про нечитаемые чеки…
Житейская история. Человек оплатил услуги мобильной связи с помощью платежного терминала, но возникла какая-то техническая проблема - деньги на "телефонный" счет не поступили. Доказать, что платеж действительно был сделан, может стать делом непростым. Кто виноват? Оказывается, бумага.
Пока Президент России Дмитрий Медведев объявляет в стране борьбу с "культом наличности", юристы бьют тревогу: данные с чеков платежных терминалов (как, впрочем, и кассовых аппаратов) через короткое время попросту исчезают - даже при бережном хранении этих "документов". С "помощью" чистой бумажки потом невозможно доказать, что человек оплатил, скажем, долги по кредиту или услуги ЖКХ - суммы таких платежей, как правило, значительно больше, нежели разовый "счет" на мобильную связь. Если чеки, выдаваемые при оплате товаров и услуг пластиковыми картами, за которые ратует президент, будут столь же "высокого" качества, страна рискует получить массу проблем, как говорится, на ровном месте…
Как утверждают специалисты, проблема нечитаемых чеков напрямую связана с низким качеством бумаги, используемой в терминалах. Мало того, что она не "держит" краску, так еще и засоряет сам аппарат, иногда даже блокируя его работу. Для стандартного термического принтера, что встроен в электронную кассу, нужна специальная бумага, которую в России пока не производят. Финские и немецкие рулоны, ввозимые в страну, процентов на двадцать (при оптовых поставках) дороже российских - вот владельцы терминалов и экономят "на копейках". Именно эту экономию потом порой и вынужден оплачивать потребитель. Либо - деньгами, наплевав на платеж, который был небольшим, либо - временем и нервами, если "потерпевший" решил все-таки доказать факт оплаты.
Когда в сферу платежных терминалов приходят банки, положение дел улучшается, правда, надо признать, не коренным образом. Солидные финансовые учреждения на мелочах, которых, по большому счету, в важных делах не бывает, предпочитают не экономить, да и "вал" "терминального товарооборота" позволяет им не скупиться на бумагу. В прошлом году в Магнитогорске появилась новая система электронных касс. 50 терминалов расположились в офисах Кредит Урал Банка - владельца терминальной сети - по всей территории города. Для муниципального образования, население которого не дотягивает до полумиллиона, это довольно много. Поэтому проблема пустых чеков в Магнитке себя пока не проявила.
Но ведь государство сейчас, под воздействием кризиса, пытается зажечь зеленый свет малому бизнесу. В Госдуме даже перенесли на неопределенный срок принятие закона о платежных терминалах, аргументировав это заботой о владельцах электронных касс, которые, мол, просто не смогут быстро переоборудовать платежные аппараты в соответствии с новыми законодательными требованиями (понятно, что не о банках в этих "аргументах" шла речь). Финансовые возможности частных предпринимателей, продвигающих платежные терминалы в массы, несопоставимы с банковскими, так что экономить на всем, в том числе и на бумаге, они обязательно будут. Нечитаемые чеки, таким образом, обречены на существование. В таких условиях нашему человеку психологически проще "кинуть" через терминал тысячу рублей на счет сотового телефона, чем чуть большую сумму - но в оплату за квартиру (в летние месяцы, когда размер коммунальных платежей резко падает из-за отсутствия главной "статьи расходов" - платы за отопление). Результат - платежи за мобильную связь через электронные кассы давно стали для горожан привычным делом, а вот остальные платежки дальше эксперимента не продвинулись. Впрочем, треть магнитогорцев, как выяснили мы на прошлой неделе, платежными терминалами вообще не пользуются…
P.S.
Как сообщили на прошлой неделе информагентсва, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник предложил внести изменения в закон об ОСАГО и некоторые другие законы, согласно которым водители обязаны будут иметь при себе специальные кредитные карты для оплаты на месте штрафов за нарушение правил дорожного движения. Причем наличие кредитной карты будет столь же обязательным, как и наличие полиса ОСАГО. В каждом автомобиле ГИБДД предлагается установить специальный терминал, аналогичный тому, посредством которого россияне расплачиваются "кредиткой" в магазине. Только смогут ли потом водители доказать факт уплаты штрафа?