Пятница, тринадцатое, наверное, не самый лучший день для того, чтобы бороться с суевериями. Но с другой стороны, это - хороший повод о них поговорить…
Когда-то тех, кто следовал этому лозунгу, называли паразитами. Теперь "иные времена - иные нравы", иная за окном страна. "Бери от жизни все!" - слоган рекламной компании "Пепси-колы" 2000 года прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Действительно, легче всего люди верят в самое невероятное.
А если вдуматься и пофилософствовать: что значит "Бери от жизни все!" и, скажем, "Каждый зарабатывает, как может"? Буквально следуя этим лозунгам-суевериям, надо просто восхититься делишками супружеской парочки магнитогорских предпринимателей, которая недавно обанкротила свой автосалон, а теперь и рекламную фирму. Надо признать правыми тех временщиков, кто пришел в местный малый бизнес с намерением: быстро хапнуть, а дальше - хоть трава не расти, и сейчас, в кризис, банкротит частные ООО, чтобы не отвечать по долгам. Надо смириться с "деятельностью" магнитогорских аптек, по-прежнему повышающих цены на медикаменты, хотя в стране инфляция медленно, но верно собирается трансформироваться в дефляцию. И надо, наконец, объявить дон кихотами тех, кто по кирпичику, скрупулезно выстраивает свое дело с перспективой на долгие годы - есть и сейчас такие люди в Магнитогорске, как это ни странно для кого-то прозвучит.
Лет десять назад стал свидетелем разговора двух местных предпринимателей. Один собственное производство налаживал, другой недоумевал: "Что ты ерундой занимаешься? Да я на банальной перепродаже в месяц в пять раз больше денег сделаю…" Так вот, жизненное кредо первого для меня гораздо привлекательнее, чем "здесь и сейчас" второго…
При переводе фирменных рекламных девизов на иностранные языки порой происходит большая путаница. Как-то старый слоган "Взбодрись с "Пепси" китайцы умудрились перевести как "Пепси" поднимет из могилы ваших предков" (интересно, как они перевели "Бери от жизни все"?). Такая же путаница возникла и в нашем сознании, иначе чем объяснить тот факт, что лозунги обывателей и сознательных хищников получают в народе полную поддержку? Причем путаница эта возникла не сегодня, не вчера и даже не позавчера, а - очень давно.
Когда рухнул Советский Союз, политическая и экономическая свобода в нашей стране почему-то была воспринята не как возможность нормально работать, а как страсть к беззаконию. Часть наших сограждан проявила сверхъестественную волю к неограниченному получению денег, собственности, богатства - цивилизованные люди, что у нас, что за границей, изумились и содрогнулись. Именно тогда возобладала жизненная "философия" - брать, ничего не делая (и порой даже - не умея делать) и ничего не отдавая замен. Проявилось это на всех уровнях, во всех ипостасях, во всех сферах - от бизнеса до искусства. И наиболее откровенно как раз и выразилось в том самом рекламном слогане - "Бери от жизни все!"
Для порядочного человека важны именно методы достижения цели. Он стремиться не взять от жизни как можно больше, а отдать - знания, энергию, креативные идеи и прочие вещи. Это у обывателей жизненная ориентация - как можно больше взять. А у талантливых людей, в том числе у успешных (а не пронырливых, знающих, кому и сколько дать) предпринимателей, установка другая - как можно больше сделать в жизни, то есть как можно больше отдать. Конечно, благодаря этим своим качествам они и зарабатывают больше, но разве это не справедливо?
…С помощью рекламы за шедевры пытаются выдавать вещи, которые хорошо дополнят интерьер свалки. Некоторые слоганы - как раз из числа таких "шедевров".