Вот уже 63 года апрель в нашей стране считается «космическим» месяцем. Те 108 минут, что Юрий Гагарин провёл в космосе, стали величайшим мировым событием.
С того знаменательного дня – 12 апреля 1961 года – космос тесно вошёл в нашу повседневную жизнь. Околоземную орбиту сегодня бороздят не только лётчики-космонавты, но и космические туристы, да и запуск ракет и спутников стал для нас делом привычным. Но, несмотря на кажущееся обилие информации, многое по-прежнему остаётся «за кадром», к примеру, приземление космических аппаратов. Кто и как встречает космонавтов на земле? В новостных репортажах этому событию уделяют от силы минуты две, а между тем, посадка – едва ли не самый ответственный этап космического полета. При скорости восемь тысяч метров в секунду малейшая ошибка отклоняет точку приземления на десятки километров. Как говорится, ищи-свищи суперважный объект в бескрайних казахских степях… Случаются ещё баллистические спуски, во время которых экипаж испытывает серьёзные перегрузки, бывает и так, что двигатели мягкой посадки не срабатывают полностью, и тогда посадка получается не такая уж и мягкая – капсулу с космонавтами во время «встречи» с Землёй может приложить так, что мало не покажется. Словом, приземление космонавтов – процесс не менее ответственный и сложный, чем отправка их на орбиту.
Единственное армейское подразделение, которое ведёт поиск спускаемых космических аппаратов, дислоцируется в Свердловской области
В задачи авиационной части входит обнаружение приземлившихся космонавтов, оказание им технической помощи и транспортировка до места, где с ними будут работать специалисты.
Операция начинается за неделю до «часа икс» – экипажи двенадцати вертолётов отравляются в Казахстан – на предполагаемое место приземления. Непосредственно поиском космического корабля занимаются вертолёты Ми-8, они же доставляют к нему врачей, инженеров и других специалистов. Вертолёт Ми-26 отвечает за доставку тяжёлой техники, необходимой для спасательных работ, – топливозаправщиков и вездеходов.
За многие годы процедура отработана до мелочей. За 24 часа до момента отделения спускаемого аппарата, так называемой расстыковки, предполагаемую траекторию движения корабля на случай возникновения нештатной ситуации начинают барражировать вертолёты.
– Мы поднимаемся в три часа ночи, выезжаем на аэродром, готовим технику, – рассказывает член экипажа вертолёта Ми-8 Михаил А. – В назначенное время все взлетают. Одни уходят в зону баллистического срыва, основная группа идёт в расчётную точку. Одни встречают аппарат в воздухе, другие занимают зону дежурства и ждут команды. Когда раскрывается парашют, срабатывает аварийный маяк, через который слышно всё, что происходит внутри капсулы с космонавтами. В это время они испытывают сильные перегрузки и стараются подбадривать друг друга.
Центр управления полётов отслеживает движение корабля до входа в атмосферу, затем его контролирует специальная штурманская служба, которая сообщает вертолётам координаты приземления корабля. Но координаты эти весьма условны – разброс может составлять до пятисот километров. Когда до Земли остаётся шесть тысяч метров, спускаемый аппарат начинает торможение при помощи парашютной системы. Купол размером почти сто квадратных метров несёт капсулу с космонавтами. Через самолёт-ретранслятор лётчики устанавливают связь с экипажем и общаются вплоть до приземления – интересуются самочувствием, информируют об условиях посадки: месте приземления, температуре воздуха, направлении и скорости ветра. Торможение, вход в атмосферу, выпуск парашюта – всё происходит точно по графику. При хорошей погоде на трёх тысячах метров уже виден парашют, и в воздух поднимаются вертолёты.
– Самолёт встречает спускаемый аппарат на высоте от десяти до двенадцати километров, – рассказывает Михаил. – Он, когда входит в слои атмосферы, начинает «гореть» и хорошо виден. Можно сравнить это с падающей звездой. Самолёт передаёт вертолётам информацию о том, что парашют раскрыт, и сопровождает аппарат до той высоты, куда могут подняться вертолёты. Дальше мы его ведём. Весь процесс рассчитан до секунды.
Когда до земли остаётся чуть больше метра, у капсулы включаются двигатели торможения – из сопел вырывается огонь. Аппарат соприкасается с землёй, несколько раз подпрыгивает и замирает.
Путь от МКС до Земли занимает около трёх часов. Весь процесс происходит на невероятных скоростях и сопряжён с множеством рисков и опасностей. И многое, в том числе здоровье, а то и жизнь экипажа космического корабля, зависит от профессионализма команды спасателей.
В непосредственной близости от корабля по строго определённой схеме приземляются вертолёты, на борту которых команды специалистов, которым предстоит помочь космонавтам выбраться из капсулы, снять с них биометрические данные, провести первичный медицинский осмотр. Иногда капсула заваливается на бок, и её нужно, прежде всего, поставить на корму, которая, к слову, очень радиоактивна, так как «собирает» на себя всё, что попадётся по пути с орбиты.
Космонавтам помогают выбраться из капсулы, после чего они съезжают вниз по металлической горке. Самостоятельно двигаться им тяжело, каждое движение требует невероятных усилий – сказывается долгое нахождение в условиях невесомости. Поэтому их в сопровождении врачей несут на руках в специальную палатку.
– При мне доставали одного молодого космонавта, он тяжело перенёс возвращение на Землю и был зелёный от перегрузок, – вспоминает Михаил. – Но военные медики – люди опытные, быстро привели его в чувство, так что через полчаса он уже просил телефон, чтобы позвонить домой. А некоторых космонавтов встречают семьи.
После короткого отдыха космонавты немного адаптируются к воздействию гравитации и уже могут сделать пару-тройку шагов без посторонней помощи. Их переодевают в новую форму, а «космические» костюмы отправляют на исследования. Затем переносят в вертолёты и лёжа перевозят в Карагандинский аэропорт. Впереди космонавтов ждёт послеполётная реабилитация и подведение итогов работы на МКС.
– Каждого космонавта доставляют на отдельном вертолёте, – отмечает Михаил. – Если, не дай бог, что-то случится с вертолётом, то остальные космонавты не пострадают и смогут довести поставленную им задачу до конца.
А пустую капсулу тем временем грузят на специальный вездеход и отправляют в Звёздный городок, где исследуют самым тщательным образом.