Несколько лет назад один мой знакомый решил поддержать отечественного производителя и приобрел "десятку". Однако поездив на ней менее года, продал.
- В принципе, машина хорошая, - подвел итог. - Если покопаться в ней - там докрутить, здесь довертеть… Но - "оно мне надо"? Пусть они сами на заводе, где нужно, докрутят да довинтят…
Сейчас, в кризис, раз докручивать и довинчивать до сих пор в Тольятти никто не научился, объем продаж машин бренда "Лада" в России падает. Тем временем сам АвтоВАЗ запустил оригинальную рекламную компанию. Как верно подметил "Коммерсантъ", ее новаторский характер состоит в том, что если раньше рекламировались достоинства, то теперь в ход пошли недостатки - концепция в условиях кризиса изменилась. Рекламная кампания лидера отечественного автопрома отныне опирается на три "кита" АвтоВАЗа и его продукции - исключительную затратность, низкое качество и скверную репутацию в глазах потребителей. Так, чтобы обосновать необходимость очередной финансовой "заправки" (компания просит еще 70 миллиардов рублей!), завод подготовил для правительства презентацию, в тексте которой признался, что качество производимых автомобилей остается "чрезвычайно низким", а восприятие марки потребителями - "неудовлетворительным". "Мы это и так давно знаем", - отреагировали потребители.
Когда неделю назад в Интернете мелькнула новость под заголовком "Гендиректор АвтоВАЗа задумался о качестве продукции", у благоразумных россиян невольно вырвалось: "А чего задумываться? Надо просто сравнить то, что выпускаешь, с тем, на чем ездишь…"
В девяностые годы черная металлургия и автопром в нашей стране оказались в схожей ситуации. Износ основных фондов на предприятиях достиг критических значений - обе важнейшие отрасли нуждались в "масштабном техническом перевооружении". С тех пор российская металлургия, освоившая выпуск таких видов продукции, о которых раньше и мечтать не смела, шагнула далеко вперед. В Магнитке это особенно заметно, ведь ММК всегда был лидером инвестиционного металлургического "тренда". В 2005 - 2007 годах, например, вложения в развитие производства на комбинате превысили два миллиарда долларов, в 2008-м - на аналогичные цели направлены почти 1,6 миллиарда долларов. Чуть более года назад ММК представил долгосрочную инвестиционную программу, рассчитанную до 2013 года. Затраты на ее реализацию оцениваются в семь с лишним миллиардов долларов.
Автопром же, по сути, остался в тех самых девяностых и с теми же морально и физически устаревшими моделями машин, хотя средств - между прочим, государственных, взятых из наших с вами налоговых платежей - профукал за минувшие годы, наверное, больше, чем металлургия потратила на свои инвестиционные программы. Теперь автозаводы вовсе подают сигналы SOS, умоляя власть о финансовой "заправке".
То внимание, которое правительство уделяет российскому автопрому, вполне обоснованно. "Как - "Жигули" не машина? - гласит современный анекдот. - Чайный пакетик по одному разу завариваем? Хорошо жить стали - я, как узнал, сразу пришел. Подпись: кризис".
Автозаводы - лишь вершина промышленного айсберга. Аналитики уверены: если правительство сможет вытащить их из состояния стагнации, то они потянут вверх и другие отрасли отечественной экономики. Мировой опыт показывает, что один работник автопрома обеспечивает занятость шестерых специалистов в смежных отраслях.
Вот только спасти российские автозаводы можно, наверное, лишь одним способом - интегрировать отечественные компании с ведущими мировыми производителями. ВАЗ, в общем-то, и является детищем совместного советско-итальянского проекта - первой и, как говорят знатоки, лучшей моделью тольяттинского автозавода, знаменитой "копейкой", фактически был ФИАТ-124, автомобиль 1965 года. С него и началось в нашей стране то, что сегодня называют модным словом "тюнинг". Однако, что русскому - тюнинг, немцу совсем не гуд. Хотя… Месяца полтора назад информационные сайты и телеканалы облетела сенсационная информация: в этом году продажи автомобилей "Лада" в Германии выросли в два с лишним раза. В январе - мае в стране, славящейся собственным отличным автопромом, реализовано 2158 автомобилей производства АвтоВАЗа, что на 127 процентов больше, чем за тот же период 2008 года. Темпы роста продаж продукции российского автопрома в ФРГ оказались значительно выше общего роста продаж на германском авторынке, который за период с января по май продемонстрировал 23-процентный прирост. Правда, объяснялся парадокс тем, что принятые правительством Германии меры повлияли главным образом на активизацию продаж автомобилей в ценовом диапазоне до пятнадцати тысяч евро, где традиционно представлен бренд "Лада"…
Недавно по телеканалу "Звезда" прошел любопытный сюжет о немецком автолюбителе, фанате моделей АвтоВАЗа. Крис Гоос (если не ошибаюсь, так его зовут) прямо на камеру откровенно заявил, что за удовольствие покопаться в классическом русском автомобиле готов отдать любые деньги. Так может, ну их, на фиг, эти новейшие вазовские разработки, если на классику спрос только растет, а объем продаж современных машин бренда "Лада" падает? Пора уже заводу вспомнить хорошо забытое старое да создать новый альянс с кем-то из ведущих западноевропейских автопроизводителей, как это сделали четыре десятка лет назад советские коммунисты. Тем более что договор на приобретение АвтоВАЗом прав на производство автомобилей Renault RF90 с кузовом увеличенной вместимости вроде бы подписан. Актуальность в этих условиях приобретает шутка Михаила Жванецкого: "Мне в Париж по делу, срочно!"
…А "копейку", которую сняли с производства почти четверть века назад, можно реанимировать - для любителей покопаться в классическом русском автомобиле…