В Магнитогорской картинной галерее открылась выставка "Цена победы". В экспозиции представлены все виды изобразительного искусства, объединенные темой Великой Отечественной войны: живопись, графика, декоративно-прикладные изделия, скульптура…
За исключением двух живописных полотен, принадлежащих кисти магнитогорского художника-любителя Анатолия Заборского, остальные 69 экспонатов - из запасников галереи. Лишь немногие графические произведения созданы в годы войны - несколько карикатур Кукрыниксов и зарисовки развалин Сталинграда А. Мызина. Большинство произведений - послевоенные. Авторы - художники, чье детство пришлось на военные годы, в их памяти остались мрачные сюжеты, горькие мгновения покореженных испытаниями человеческих судеб.
В работе В. Титова "Письмо" ослепшему воину не прочесть пришедших в госпиталь в почтовом треугольнике откровений родных. Для Александра Аверина, тогда шестилетнего мальца, тяжелые годы запомнились скоплением военных эшелонов на маленькой уральской станции. Анатолий Заборский ребенком был угнан в конц-лагерь. В его "Автопортрете" взгляд тщедушного голодного существа полон боли и ненависти к фашистам. Владимиру Ерофееву победная весна врезалась в память возвращением в село земляка-воина.
Для поколений, взрослевших в годы социализма, жизненные ситуации, ставшие основой художественных сюжетов, не требуют объяснений. Живописное полотно Литвинова "Доверие" воспринимается как иллюстрация наглядного воплощения партийного принципа в искусстве - прием в коммунисты в партизанском отряде. Оказалось: для тех, кто сегодня не вступил в пору совершеннолетия, растолковывать надо чуть ли не каждый запечатленный в красках сюжет, а иногда и вид деятельности. Например, кто такие партизаны. Во всяком случае, для той части специфической публики, которая собралась 6 мая в стенах картинной галереи: подопечные уголовно-исполнительной инспекции - несовершеннолетние, которые осуждены за преступления к условным срокам наказания.
22 человека в означенный час собрались в фойе галереи. Железная дисциплина для них - залог пока условной меры наказания. Инициатором приобщения своих подопечных и к празднику, и к искусству Великой Победы стала замначальника инспекции Ленинского района Лариса Бердинских. Начинание поддержали коллеги - инспекции двух районов и администрация Магнитогорской картинной галереи. Искусствовед научный сотрудник МГК Лилия Филатова провела экскурсию: рассказ о художественных полотнах перерос в повествование о героике военного времени.
Для многих "условников" услышанное явилось откровением. Вина в том и школы, и родителей, и их самих. Недоученные, недовоспитанные, необразованные до такой степени, что порой становилось дико от незнания, казалось бы, общеизвестных фактов. Хотя бы о тех же партизанах. Ну, не знает учащийся одного из профтех-училищ, что это за люди и чем они занимались в годы войны. Книжек поколение next не читает, даже в среде законопослушных к текстам стойкая неприязнь. Но военные фильмы смотрит? Вспомним, много ли таких было в годы их взросления на голубом экране? Родились мальчики в лихие 90-е, когда народ как мог выживал в условиях экономического эксперимента под названием шоковая терапия. На экране - засилье американских боевиков с мордобоем, погонями, пулеметными очередями. Военная тематика вкупе с патриотическим воспитанием - в загоне. Старых фильмов о войне не крутили, новых не снимали. Кинематограф, как вся культура и экономика, - в стагнации.
Помню, в те годы для моего отца демонстрация по ТВ фильма о войне была настоящим праздником. В итоге, "самое важнейшее из искусств - кино" не выполнило ни образовательную, ни воспитательную миссию. Из военных фильмов "условники" с трудом вспомнили лишь картину "В бой идут одни старики". Да и то не по названию, а по музыке, и недавний фильм "Мы из будущего". Чудовищный пробел в историческом образовании вылился в следующий нонсенс: Георгий Жуков для учащегося колледжа Андрея - первый президент России, а Михаил Кутузов - писатель.
Как случилось, что в стране, где нет "семьи такой, где не памятен был свой герой", выросли Иваны, не помнящие не только родства, но и великих имен великой битвы? Большинство несовершеннолетних просто не знают своих отцов, а, значит, и дедов. Матери, если непьющие, то замотаны добыванием на прокорм семьи. Разорвалась ниточка поколений и семейной памяти?
Не все из подопечных УИИ с интересом внимали экскурсоводу. Тем не менее, отдельные экспонаты вызвали у молодых людей живейший интерес: миниатюрные копии боевого оружия, выполненные работником комбината С. Синенковым, - винтовка Мосина и пистолет-пулемет.
"Эта категория несовершеннолетних более социально активна, чем обычные молодые люди, - защищает ребят искусствовед Лилия Ивановна. - Экскурсию обычно провожу с учетом индивидуальных особенностей группы. Сегодня я не делала скидки на возраст: разговаривала с ними, как со взрослыми, и большинство из ребят слушали меня. Особенно заинтересовались портретом летчика, героя войны Александра Покрышкина. Несомненно, у ребят большие пробелы в знаниях. Тем вернее замечание: в идеологической борьбе за души молодых мы Западу проиграли. Но битва не окончена. Донести до ребят величие и трагизм войны помогают искусство и мастерство наших художников".
Такие встречи нам необходимы, и переоценить их значение трудно. Многие подопечные УИИ впервые побывали в стенах галереи. Другие вовсе не знали о ее существовании: в свое время прогуляли школьные уроки, не увидели исторические фильмы, не узнали прадедов-героев. Минусы воспитания, образования, обучения вылились в преступление: большинство из "условников" осуждены за кражи. Есть и статьи посерьезней - разбой. Для кого-то из них поход в картинную галерею пройдет незамеченным, для других посещение храма искусства станет ликбезом, событием, которое хотя бы частично восполнит огромный пробел в воспитании и образовании.
Применительно к этой категории молодых людей понятие "потерянное поколение" приобретает несколько иной, чем у Хэмингуэя, смысл: сначала мы, общество, их потеряли.