Помню, когда давным-давно делала первое интервью с бессменным директором и первой скрипкой "Вилоны" Ольгой Дмитриевой и ее партнершей на то время - Леной Шаяхметовой, девчонки не хотели, чтобы я писала, как все начиналось, - как-то не хотелось жаловаться на жизнь артистам в период "становления на крыло".
Сегодня, уже состоявшись и полюбившись публике, можно говорить и об этом. Итак, начиналось все с неожиданной бессемейной самостоятельности с малюсенькой дочкой на руках, с безденежья и желания заработать. Окончив музучилище по классу скрипки, Ольга отложила ее в сторону, как она надеялась, навсегда. Но, встретившись с жизненными трудностями, рук не опустила, смахнула пыль с инструмента, нашла партнершу и первое место работы - летнее кафе у кинотеатра "Магнит".
- Помню, как хмельные мужчины, очарованные музыкой, дарили цветы, которые срывали прямо с клумбы у кинотеатра. Платили, разумеется, копейки - еле на молоко для дочки хватало. Но именно тогда поняла, что это - то, чем хочу заниматься…
С того 2003 года группа выросла. И в прямом смысле - в коллектив, который сейчас состоит из второй скрипачки Ольги Венедиктовой, виолончелисток Ольги Чевдарь и Натальи Сокольвяк. И в плане творчества - если когда-то аранжировки "сводили" чуть ли не на домашнем комьютере, добавляя в музыкальную палитру те же барабанные находки дрим-группы Safri Duo, то теперь это профессиональные записи в профессиональной студии с участием профессиональных музыкантов. "Вилона" активно гастролирует не только по области, но и по всей стране, генеральным спонсором квартета стала столичная компания с мировым именем, инструменты девушкам делают на заказ всемирно известные мастера… И вот Ольга Дмитриева решила дать большой отчетный концерт в родном городе - на сцене драматического театра имени Пушкина. Это первый концерт такого масштаба, в который вошли самые яркие хиты с трех уже полюбившихся публике альбомов группы и четвертого, который только-только увидел свет.
За час до концерта у театра уже полная автостоянка. Возле входа толпятся зрители, многие - с цветами. За сценой относительно спокойно: нет суетливости, все четко отлажено - по накатанной. Участницы коллектива в фирменных футболках перебирают костюмы, в изобилии развешанные здесь же, шоу-балет "Абсент" потихоньку репетирует на сцене под чье-то "раз-два-три-четыре"… Ольга Дмитриева между макияжем и настройкой инструментов предлагает всем чай с бутербродами и то и дело "поддает позитива": "Лен!" - "Что?" - "Я тебя люблю!" - и так ко всем, включая мужа и продюсера коллектива Владимира Летучева, который с довольным видом то и дело говорит с кем-то по телефону - аншлаг состоялся.
Сев на свое место, ожидаем концерта - даже начало задерживается, по общемировым установкам, на 15 минут. Ведущий - Алексей Калабухов, начавший действо с витиеватой фразы: "Если во время концерта по вашему телу побегут мурашки, знайте: это бог разговаривает с вами, ведь музыка - это язык бога". Напоследок - вопрос к залу: "Вы готовы?" "Дааа!" - почему-то детским голосом ответил зал: многие зрители привели на концерт детей, и, вопреки ожиданиям, далеко не все из них занимаются в музыкальных школах по классу скрипки.
Мощные звуки вступления, и вот на сцене в огненных костюмах появляются они - старт дан. Свободное перемещение по сцене переплетается с отработанными движениями совместно с "Абсентом", музыкальное плетение очень плотное - не только благодаря аранжировкам, но и двум виолончелям, придавшим партитуре мягкий бархатный колорит. Два отделения с антрактом, по 13 произведений в каждом: в первом - так любимый Ольгой рок, во втором - шаловливая "Хава нагила", зажигательный "Чардаш", философское "Танго жизни"… Особая изюминка - "Жаворонок" во втором отделении, который Ольга Дмитриева предварила коротким: "Вслушайтесь в это произведение, и вы поймете, что скрипка может петь как птичка - реально!" Словом, концерт выстроен великолепно с точки зрения и звука, и логики развития. Особенно зрителей привела в восхищение "Румба", которую девушки исполнили на акустических инструментах: три солистки играют, четвертая отбивает ритм ладошкой прямо на инструменте. Это было гораздо тише, менее драйвово, возможно, не совсем идеально по звуку - за "спиной" у акустической игры нет мощной аранжировки, которая может скрасить небольшие ляпы. Но все же акустическое выступление "Вилоны" произвело фурор даже больший, чем самое мощное звучание колонок.
Итак, девчонки действительно оперились. И вышли на новый уровень и могут представлять не только город, но и страну - это не лесть! Но все же был момент, неприятно окрашивавший концерт. И очень хотелось бы, чтобы девчонки восприняли критику объективно. "Вилона" внесла в свои выступления живое общение со зрителями: Ольга, представляя свой коллектив, попросила вынести на сцену бумагу и ручки, и зрителям предложили задавать вопросы, которых за годы становления и творческого роста у поклонников накопилось немало. Почти после каждого произведения девушки обращались к запискам. Отвечать приходилось Ольге Дмитриевой, и не только по праву главенства в коллективе - у "Ольги-два" сел после простуды голос.
Так вот, общению Ольге еще нужно учиться. Нет, разумеется, она дала не один десяток интервью. Но одно дело - разговаривать с журналистами, которые отшлифуют мысль в материале, и совсем другое - со зрителями. Здесь уж звездам, коими, без сомнения, можно назвать "Вилону", нужно и вести себя по-звездному: быть неторопливыми, степенными, если и жестикулировать - многие без этого не могут, то не суетливо, а более артистично или хотя бы широко и значительно. Не помешает взять хотя бы пару-тройку уроков по сценической речи, а также риторике, чтобы вытравить из монологов уральский говорок, слова-паразиты и вульгаризмы. Нет, конечно, слово "офигительно" гораздо выразительнее, нежели простое "понравилось", но, согласитесь, это не для сцены.
И еще девочкам просто необходимо научиться любить своего зрителя… Нет, даже не любить - разумеется, участницы коллектива его любят и ценят за возможность творить и получать радость от своего творчества… Более уместно другое слово: уважать. Потому что нельзя на любой, пусть даже самый глупый вопрос из зала вскидывать бровки и, выдержав пару секунд тишины с недоуменно-презрительным выражением лица, отвечать: "Ладно, буду умной и корректной, меня этому учили". Потому что нельзя на вопрос инвалида: "Я два года назад прыгнул с парашютом. А вы бы смогли?" - ответить, пусть даже в шутку: "А я не буду - потому что вы уже прыгнули" - указав при этом рукой на его коляску. И уж тем более нельзя на вполне пристойный вопрос: "Не хотели бы вы выступить трио с Ванессой Мэй?" - отвечать, пренебрежительно хохотнув: "Если только лимонов объедимся". Во-первых, потому что намекать на ее азиатское происхождение просто некрасиво. А во-вторых, потому что это ваша коллега, причем гораздо более звездная, чем вы - пока, во всяком случае. Честно говоря, тепло относясь к Ольге Дмитриевой, каждый раз невольно вжималась в кресло, когда она подходила к микрофону - боялась в очередной раз услышать что-то не очень корректное.
Обычно такие уроки солистам коллективов на первых же порах преподают их продюсеры. Но в данном случае будем справедливы: безусловно, обожая свою красавицу-жену-солистку, продюсер, он же муж, смотрит на нее необъективно. Значит, учиться придется самим - и это, уверена, им тоже под силу. Впрочем, справедливости ради, с удовольствием отмечу, что это бросалось в глаза лишь в первой половине концерта. Во втором отделении, то ли получив заряд позитива от аншлага, то ли просто поняв что-то, Ольга была действительно умной и корректной - как и учили.
В остальном же девчонки были великолепны - опять не льщу. Они, слава богу, уже пережили и научились не обращать внимания на постоянные выкрики в их адрес - мол, непрофессионально, невиртуозно, фанера… Во-первых, не фанера - на концерте они это доказали. Во-вторых, профессионально - девчонки имеют музыкальное образование, причем большинство коллектива - высшее. А что невиртуозно… Ну, строго говоря, может, скрипичная партия могла быть более технически сложной - для колорита. Только зачем этот колорит? Профессионалам, особенно тем, что завидуют успеху и заработку, это все равно рот не закроет, а зритель любит "Вилону" и без выкрутасов. Потому что девчонки, что бы кто ни говорил, делают на сцене настоящее шоу - не побоюсь этого слова - мирового уровня.