ЧЕЛОВЕКУ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН свойственно украшать все, что его окружает, например жилище или предметы быта. Занимался он и росписью собственного тела, правда, это тема для совершенно другой статьи.
Корни сего увлечения уходят в глубь той пещеры, на стене которой первобытный человек впервые нацарапал изображение мамонта. Чуток позже, спустя каких-то несколько тысячелетий, древние греки и римляне уже вовсю разрисовывали свои корабли и колесницы.
Цивилизация практически ничего не изменила. Современные люди не уступают своим предкам и так же активно расписывают стены (например, родных подъездов) и всевозможные транспортные средства серийного производства. Но если первое мы часто именуем вандализмом, то роспись автомобилей – аэрография по-научному – признается своего рода искусством. Искусством, за которое автомобилисты-любители выкладывают немалые деньги.
Вкратце, аэрография – это техника нанесения рисунка при помощи аэрографа на металлическую поверхность: автомобиля, мотоцикла, сноуборда, защитного шлема, системного блока компьютера, мобильного телефона и много чего еще. И ничем не выделяющаяся вещь превращается в эксклюзив.
Насколько знаю, в Москве наберется с десяток объединений художников по металлу, которые разрисуют ваше авто так, что сами не узнаете. Иногда хороший рисунок обходится любителю автоживописи в половину стоимости собственной машины.
У нас в Магнитке с аэрографией сложнее: художников, умело обращающихся с аэрографом, днем с огнем не сыщешь. К моему счастью, все-таки удалось познакомиться с одним из них. Паша Дериглазов – в народе просто Вируz. Известен как очень неплохой граффитчик. Когда-то в 96-м он робко взял карандаши и кисточки и нарисовал на подъездной стене свое первое творение. К 99-му он уже смело орудовал баллонами с краской на всем, что имело плоскую вертикальную поверхность.
Не так давно на радость местным дворникам Паша временно оставил свой любимый бомбинг (самый экстремальный вид граффити) и направил энергию в нужное и, чего скрывать, довольно прибыльное русло: стал рисовать – на частных объектах за деньги. Так его трудами обрели яркий облик клуб «Полнолуние», магазин «Радиация», несколько квартир… Добрался и до машин.
– Три года назад я попробовал подержать в руках аэрограф, – вспоминает Паша Вируz. – Первый аэрограф подарил мне знакомый диджей. Аэрограф был старым, советским. С него-то все и началось…
Первые машины Вируz расписывал бесплатно – учился. Вскоре «в расход» пошли холодильники, системные блоки и сноуборды. Но начинающий художник по металлу решил сосредоточиться на авто. Приехав из Екатеринбурга, где получил мастер-класс у тамошних мастеров, начал плодотворно работать. Из-под «воздушной кисти» его аэрографа вышел с десяток эксклюзивных рисунков на всевозможных металлических поверхностях.
Пока у Вируzа нет собственной мастерской – работает в чужих гаражах. Один, без помощников. И дело не в честолюбии, а в отсутствии в Магнитке художников по металлу его уровня.
– Я конкуренции не боюсь, – объясняет Паша. – Был бы рад, если бы в городе появились неплохие художники. Но, к сожалению, те, кто занимается росписью машин, делают не рисунки, а наклейки.
Кстати, нанесение рисунка – очень сложное и кропотливое дело. Для начала, как объяснил Паша, делается эскиз будущего рисунка. Потом машина разбирается, все поверхности замываются, матируются. Режутся трафареты, смешивается краска. Рисунок накладывается слой за слоем, потом все покрывается лаком.
Но результат стоит долгой кропотливой работы. Кто видел работы Вируzа, согласится со мной: то, что он делает – действительно искусство. Его работы «живут» с машиной, гармонично вливаются в ее общий вид и стиль.
У Паши, как у настоящего художника, большие планы. Он признался, что хотел бы раскрасить яхту или самолет. Ну, а в ближайшее время – окончить Магнитогорский университет, где он учится, как и подобает художнику, на худграфе.