ПРИЕЗД в наш город мировой знаменитости – джазового пианиста Валерия Гроховского – уже вполне обыденное явление. Меньше чем за год и уже трижды: сначала со своим трио, потом с американской певицей Беверли Хьюстон, а на сей раз – с самым старейшим джазовым коллективом в мире Jim Cullum Jazz Band в рамках фестиваля «Шедевры классики».
Согласитесь, для нашего города это уникально. Естественно, захотелось пообщаться с признанными мастерами традиционного джаза. На вахте драматического театра имени Пушкина, в котором должен был проходить единственный концерт коллектива, только развели руками: «Ждите, только интервью они навряд ли будут давать». Ну что ж, попытка не пытка. Простояв под дождем почти два часа, наконец увидел подъезжающее авто, где мелькнул знакомый силуэт Гроховского. Валерий вышел из машины, тут же начал давать указания насчет инструментов. Направляюсь к нему:
– Валерий Александрович, интервью «Магнитогорскому металлу» не дадите?
– Почему бы и нет, но давай после отстройки.
Обращаю внимание на музыканта в темных очках, за которыми проглядывает синяк. Заметив, что я на него смотрю, подмигивает…
Через полчаса Валерий готов к разговору. Он, как и в прошлые приезды, одет в черное, волосы убраны в хвост, только сигарета на этот раз вместо легкой ментоловой – крепкая. Сразу предупредил, что остальные музыканты не смогут присоединиться к беседе – устали в дороге.
– Jim Cullum Jazz Band существует с 1962 года и играет традиционный джаз, притом довоенный, но где-то читал, что в репертуаре джаз-бэнда есть и послевоенные вещи…
– Только довоенные. Встречаются даже композиции середины XIX века, того самого времени, когда зародился джаз, представляешь? Ребята даже одеваются в духе того времени. Кстати, и разговаривают – у них очень изысканный английский. Даже поведение такое – вальяжное, спокойное. И самое главное – все очень начитанные. Jim Cullum Jazz Band – своеобразный музыкальный мост из прошлого, который, к сожалению, когда-то оборвется. А познакомился я с ними в 1991 году, когда пришел в их клуб в городе Сан-Антонио – это большая редкость, чтобы коллектив держал свой собственный клуб. Пришел специально для того, чтобы послушать, как они играют. Я был шокирован, особенно манерой исполнения: сейчас так практически никто не играет. Сразу подумал: выпадет возможность, обязательно с ними сыграю, и вот сегодня мы на одной сцене. Мне было очень интересно привезти этот джаз-бэнд в Россию, чтобы и вы услышали джазовые «корни».
– И как в других городах публика принимает ваш коллектив?
– Здорово, просто здорово. Хотя я знал, что будет именно так. В Кемерове, в абсолютно, как мне казалось, немузыкальном городе, после каждой вещи публика аплодировала стоя. В Москве поначалу как-то прохладно отнеслись, но после пятой композиции в зале разразился шквал.
– Это означает, что раз приехал Гроховский, значит, и зрителей будет полный зал?
– Нет, ни в коем случае. Это все равно что сходить в музей, ведь туда не каждый день ходишь. Так же и с джазом.
– Можно ли джаз назвать именно негритянской музыкой?
– Нет, конечно. Да, исторически сложилось, что джаз появился в Нью-Орлеане – это как бы часть фольклорной негритянской музыки. Но кто лучше играет – белые или черные – разницы нет.
– Помимо вас, с кем еще Джиму Каллуму и его коллективу довелось играть?
– Jim Cullum Jazz Band играли и с «белым негром» Бенни Гудманом и с Луи Армстронгом, но это все герои того времени. Джим рано начал играть джаз – в четырнадцать лет – и он очень любил творчество Армстронга, даже ездил за ним на концерты. В конце концов Луи заметил его, потом они стали переписываться, а когда появился джаз-бэнд, несколько раз «поджемовали».
– Меньше чем за год вы побывали в нашем городе три раза. В будущем собираетесь ли вновь нас посетить или все – хватит?
– Пока это обсуждается, но, скорее всего, приеду в следующем году. Я вообще считаю, что в Магнитогорске нужно сделать джазовый абонемент. Вот тогда-то и будет коммерческий успех, а самое главное – магнитогорским слушателям будет приятно. Я лично к этому готов, даже программу составил на 2007 год. Тем более, в следующем сезоне открываю сольную программу, где в первом отделении будут классические произведения, во втором – джаз.
– Кстати, как у Беверли нога – зажила? ( В январе, незадолго до магнитогорского концерта, певица оступилась и упала с трапа самолета, в результате повредила коленку. – Прим. авт .)
– Слава богу, все в порядке. Она молодец, что выдержала все двенадцать концертов в России, несмотря на сильную боль в ноге. Наверное, это был самый спокойный среди нас человек.
– Я заметил, что у одного из музыкантов за очками проглядывает синяк; если не секрет, что случилось?
– Это случилось в одном из сибирских городов. Избили подростки. Так получилось, что я шел впереди и не сразу услышал крики. Эти отморозки напали ни с того ни с сего. Я человек пацифистского толка, но то, что они сделали с Джимом Тернером, – были цветочки, а то, что проделал с ними я, – ягодки. Потом сдал их в милицию, пусть теперь родители за них отвечают.
На прощание обмениваемся с Валерием презентами: я ему дарю «Магнитогорский металл» со статьей о его концерте в Магнитке с Беверли Хьюстон, он мне – свой альбом Plays Cole Porter.
…Удивительно, но на выступлении Jim Cullum Jazz Band большую часть публики составляет молодежь. Наблюдаю, как многие отключают мобильники. Третий звонок. Выходит Валерий, садится за рояль и начинает играть, Дон Мопсик подхватывает тему на контрабасе со струнами из бычьих кишок, Михаэль Васкевич добавляет ритма на ударных, Ховард Элкинз вносит свою лепту на четырехструнной гитаре, и все это достигает кульминации, когда вступают кларнет Рона Хоккета и корнет Джима Каллума. Зал буквально разносит от оваций. Валерий извиняется, что из-за тяжелой болезни не смог приехать тромбонист Кэнни Рапп и сегодня он будет выступать поочередно с Джимом Тернером. Пожелав всем приятного отдыха, Валерий удаляется.
На сцене улыбчивые «белые негры» яростно наяривают необычайно веселые и заводные мелодии. Джим Каллум каждую композицию начинает со счета: сначала чуть слышно one, дальше отстукивает ногой. После каждого сольного вкрапления Джим дирижирует публикой: хлопайте, хлопайте! Зал аплодирует так, что не слышно музыки. Оно и понятно: на сцене всего пара микрофонов, даже гитара с контрабасом не подключены. Больше всех развлекает публику Дон Мопсик, во время исполнения его лицо приобретает такое выражение, что без смеха невозможно смотреть. Окончательно он развеселил всех, когда сыграл на пару с Васкевичем: еле слышный свист из его уст, Михаэль отрывается палочками на контрабасе, заставляя Дона играть на инструменте только одной рукой, другая в это время как будто всем доказывает – видите, какой я виртуоз?
Во втором отделении Джима Тернера вновь сменяет Гроховский. Между композициями он то представляет публике музыкантов, то рассказывает рецепты из песен начала XX века:
– Когда я вижу желатиновый рулет, я теряю контроль над собой.
Жаль, что мы никогда больше не увидим и вряд ли услышим замечательный Jim Cullum Jazz Band (дисков с записями коллектива просто не найти: все права на их музыку у компании Columbia Records), но, надеюсь, что у Валерия Гроховского все получится в будущем году с джазовым абонементом, и мы услышим новых джазовых знаменитостей.