Одному из опытнейших и авторитетных магнитогорских тренеров по бальным танцам Ильясу Мухамедову исполнилось 60.
Человек, отдавший своей профессии около 40 лет и до сих пор тренирующий "бальников", чурается публичности. "Сколько уж про меня писали и снимали. Лучше их фотографируйте", - кивает в сторону собственных детей - тренеров Марата и Елены. Ему приятно признание только близких, а на публику светиться лучше танцами.
Вне тусовки
И все же Мухамедов "засветился". На конкурсах он - судья-одиночка, которому претит объединение в группировки, среди коллег - человек "вне тусовки". В общем, чужой среди своих и - наоборот. Собственным принципам и взглядам со времен работы в райкоме комсомола не изменяет до сих пор.
- В начале 2000-х годов Кубок ММК по бальным танцам посетил вице-президент Федерации танцевального спорта России Петр Чеботарев, - вспоминает Ильяс Васильевич. - После соревнований на приватной встрече с городскими тренерами признался: "Танцы - это бизнес. Вы совершенно не умеете его строить". Но мы с женой были другого мнения: танцы - это любовь, красота.
Его верность себе сродни юношескому максимализму. Одних это подкупает, других раздражает, но, как выразилась моя коллега, знакомая с Ильясом Васильевичем, "он может нравиться или не нравиться, но ни под кого никогда прогибаться не станет".
Добренький, хороший тренер, с которым родители на тренировках могут поговорить о том о сем - тоже не про Мухамедова.
- Что с добренького возьмешь? - рассуждает он. - Да, я требовательный и порой жесткий в работе, но от того, что сумел добиться многого. Знаю, что и другие могут.
...В танцы попал случайно, в 18 лет. Прогнозов первого педагога - "нет ни координации, ни навыков, ни слуха, танцор из него не выйдет" - не оправдал, обогнав вскоре товарищей по паркету на всевозможных конкурсах, а потом став тренером для сотен ребятишек и студентов.
Плохому танцору мешают хорошие
"В бальных танцах без характера ничего не достигнешь", - говорит человек, который с детства закаляет характер.
В многодетной семье Мухамедовых Ильяс был предпоследним, четвертым ребенком. Мама - с детьми, отец - на комбинате, в послевоенные годы из еды - картошка да капуста. Садика не было, старшие нянчились с младшими и стремились получить рабочую специальность, чтобы помогать семье. Ильяс не стал исключением. По окончании техникума пошел в лифтовое хозяйство. Параллельно поступил на вечернее отделение в горный институт, но не прошло года, как его перевели на дневное, предложив в институте ставку педагога по танцам. Студенты собирались на занятия ни свет ни заря - в половине седьмого утра. Ильяс Васильевич уже тогда был строгим руководителем: опоздал - закрой дверь и не мешай.
Позже к институтским тренировкам прибавились занятия в Левобережном дворце и школах. Бальные танцы были тогда на пике популярности. Учителей не хватало, их рвали на части. Приходит как-то Мухамедов на тренировку, а там пятьсот желающих. Что делать? В зале все не поместятся. Устраивает им такую разминку, что некоторые не выдерживают, освобождают площадку... Сейчас, говорит, все иначе.
- Родители сами не хотят идти на танцы и детей не ведут, а успехов ждут все. Только-только ребенок начал двигаться, уже интересуются: "Когда будут результаты?" Засудили дите на конкурсе - мама хап его за руку: "Здесь нам больше делать нечего". Прежде всего надо разобраться, какую вы поставили цель. Можно всего в жизни добиться, а можно искать тысячу причин неудач. Плохому танцору мешают хорошие.
Медали не главное
Его коллектив "Грация" появился в 73-м. Название подсказали родители: Грации - богини красоты. Мухамедов признается: "Танцами не обязательно заниматься ради золотых медалей, как в большом спорте. В них уже заложено много прекрасного". И все же стремление к совершенному у него в характере. А если ученики готовы впитывать знания, как губки, трудиться без устали - всегда поделится опытом и поддержит. На его занятиях больше замечаний, чем похвалы, но тем дороже она.
- Меня в свое время расстраивало, если педагоги не делали мне замечаний. Я - максималист. Поставил цель - добился. Звездной болезнью никогда не болел. Красоты достигал изнурительными тренировками. Бывало, приходил домой, не успевал скинуть ботинки, засыпал обутым.
Последняя партнерша
Однажды на тренировке Ильяс Васильевич сказал молодому человеку:
- В твои годы я был злой до партнерш, а всего их у меня было десять. Если вижу: та, которая со мной вчера чего-то добилась, сегодня уже загордилась и больше ни к чему не стремится, - бросаю и ищу новую.
С последней - Татьяной, будущей женой - познакомился, когда пришел тренером в 49-ю школу. Поражался тогда рвению ребят: приходит на занятие - там уже без него репетируют. А костюмы! Стоит на столе девчонка в накрахмаленной марлевой юбке, ей ножницами подравнивают подол - так приходилось поступать после каждой стирки, потому что марля вытягивалась... Такой же прилежной и "болеющей" танцами была восьмиклассница Таня. Вскоре ее единственным напарником стал Ильяс.
Окончив медучилище, Татьяна пошла работать акушеркой в третий родильный дом. Медицина - любимое занятие, но и танцы бросить не могла. Муж ставил номера, она помогала ему готовить учеников. До тех пор, пока не одолела болезнь. Татьяна ушла из жизни... Он и сейчас восхищается, какие были у нее техника, дар убеждения, желание разобраться во всем до мелочи. Именно с ее подачи Мухамедовы стали единственными педагогами в городе, которые тренировали пятилеток.
- На юбилей комсомола нас пригласили выступить в Челябинском театре оперы и балета, - вспоминает Ильяс Васильевич. - С малышами подготовили польку. В Магнитке дали расписаться в ведомости за суточные, а дети еще не умеют писать. Весь обком потом читал их закорючки и гоготал, а зал грохотал от аплодисментов.
Танцы - по наследству
Старший сын Мухамедова - Марат - на паркете с четырех лет. Первое его выступление состоялось в доме отдыха "Юбилейный". Сын танцевал под аккомпанемент баяниста "В траве сидел кузнечик", то и дело оборачивался в сторону отца, спрашивая тонким голоском: "Папуль, так?" Марат рос физически развитым. Однажды принес домой радостную новость: "По начальным классам ходили тренеры, меня одного отобрали в волейбол". - "Но и у нас завтра тренировка, Марат", - сказал отец и спокойно объяснил сыну, что в волейболе травмы, что во время игры аплодировать не будут, вместо элегантного костюма с бабочкой на шее - трусы с майкой и никаких партнерш. Это остановило Марата. Со временем пошли медали, места, серьезные чемпионаты, а вместе с ними вкус успеха и радость от признания за труды. Сегодня у Марата свой бизнес, но с танцами он не расстается. Как тренер по-прежнему востребован не только в родной Магнитке, но и других городах.
Младшая Елена Прекрасная - так, любя, называет ее папа - тоже успешно тренирует ребят. Когда дочь была маленькой, оставлять было не с кем - таскали на тренировки и концерты. Лена смотрела-смотрела да и пошла танцевать. Причем сразу хорошо. Кроме того, танцы помогли избавить ребенка от плоскостопия. Но не только они - каждый день родители заставляли вставать дочь на носочки по двести раз. Несмотря на большую занятость в профессии чужими детьми - были времена, когда Ильяс Васильевич работал по 14 часов в сутки - Мухамедов не забывал о собственных.
Настрой на красоту
Сейчас, по его наблюдениям, родители в погоне за материальными благами часто забывают про детей, пускают процесс развития и воспитания на самотек. Другая крайность - манипуляции взрослых, откровенная "торговля" партнерами, которых всегда меньше девочек. Где пара будет заниматься, кто оплатит партнеру костюм, туфли, индивидуальные занятия - диктуют родители мальчика.
- Опять бизнес, - предостерегает Мухамедов. - От него ни одна сторона не останется в выигрыше - поверьте мне. У детей должен быть настрой на саморазвитие, на красоту, умелое владение телом. Наконец, на взаимное уважение в паре... Станут родители союзниками детей - и все получится. И танцы тогда будут в радость, и борьба пойдет за знания, а не за места.